logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Понятие политических партий

75

конкретная партия отражает лишь часть существующих в обще­стве интересов, взглядов и настроений (отсюда, собственно, про­исходит сам термин "партия" — от латинского слова "рагз", т. е. "часть"), объединяя на этой основе большие группы людей, от­стаивающих данные интересы и настроения в борьбе с другими интересами, представленными другими политическими партиями.

Каждый человек волен самостоятельно решать, к какой партии он хочет присоединиться и как долго в ней оставаться. При этом он добровольно берет на себя обязательства соблюдать нормы и правила внутрипартийной жизни. Нарушение их (в отличие, на­пример, от нарушения законодательной нормы) никаких админис­тративно- или уголовно-правовых последствий не имеет. К прину­дительным мерам воздействия политическая партия, как любая другая общественная организация, прибегать не может. Макси­мальной санкцией может быть лишь исключение из рядов партии.

С другой стороны, партия — это общественная организация особого рода: она имеет декларированный политический харак­тер. Политические партии создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели — завоевания прямого, открытого конт­роля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государ­ственный механизм для реализации своих программных устано­вок. В этом конституционно-правовая сущность политических партий. Этим они решительно отличаются от всех других обще­ственных организаций, в том числе и тех, которые также уча­ствуют в политическом процессе, как, например, предпринима­тельские союзы, лоббистские группы, группы давления, в извес­тной мере профсоюзы и т. д. Последние также могут поддерживать отдельных кандидатов в ходе выборов, помогать им рекламой, деньгами, средствами связи и пр., но лишь политические партии — и только они — могут создавать свои фракции в парламенте (со­здание партийных групп на профессиональной основе в большин­стве зарубежных стран юридически запрещено), предопределяя и направляя функционирование представительного органа влас­ти. Лишь политические партии могут формировать правительство, ориентируя его политический курс.

Двойственный характер политических партий имеет самое непосредственное практико-прикладное значение для каждого гражданина. С одной стороны, человек полностью свободен в ре­шении вопроса о том, вступать ему или не вступать в какую-либо политическую партию, брать на себя соответствующие доброволь­ные обязательства или не брать. На его гражданско-правовом ста­тусе это никак не отразится.

Однако, с другой стороны, если гражданин хочет воспользо­ваться одним из важнейших своих политических прав — прини­мать участие в государственной жизни, в формировании институ­тов власти, — он, по сути дела, обязан вступить в партию или стать сторонником одной из политических партий. Более того, если он хочет воспользоваться пассивным избирательным правом и быть

76 Глава 6. Политические партии и партийные системы

Историческое развитие политических партий

Первоначально политические партии в их современном по­нимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютист­ской власти стал заменяться демократическим народным предста­вительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через вы­борных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкну­ла сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и фе­одалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочислен­ными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ог­раничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.

Со временем, однако, ситуация начала быстро меняться. Факторами быстрого развития партий стали: усложнение со­циальной структуры общества; обострение социальных проти­воречий и, как следствие, вовлечение в политику все более широ­ких слоев и категорий населения; усложнение самого государствен­ного механизма, общее повышение регулирующей роли государства; бурное экономическое развитие регионов, обусловившее появление специфических региональных интересов, требовавших своей за­щиты; техническое развитие средств коммуникации, привед­шее к информационному взрыву, что вывело возможности партий­

избранным, если он хочет сделать политическую карьеру, ему мало быть просто сторонником партии. Ему обязательно надо стать по­литическим активистом, пробиваясь в партийные лидеры. Ибо время беспартийных депутатов давно миновало. Сложность и, глав­ное, дороговизна предвыборных кампаний делает сегодня предвы­борную борьбу для кандидатов, не использующих мощную под­держку партийного аппарата, бесперспективной.

Таким образом, членство в партии ключ к полномасштаб­ному использованию еще одного конституционно-правового инсти­тута института прав и свобод человека. Более того, учитывая значение политических партий в подготовке и проведении выбо­ров, можно сказать, что деятельность политических партий явля­ется одной из важнейших форм реализации таких конституцион­ных принципов, как принцип народного суверенитета и представи­тельного правления. Другими словами, на политических партиях, на их активной жизнедеятельности зиждется основа основ консти­туционализма современных цивилизованных стран.