logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 15. Основы конституционного права Великобритании

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, пред­седательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ех оШсю является председателем Апелляционно­го суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в де­ятельности комиссий по реформе правовой системы Великобри­тании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различ­ные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Коми­тет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех ос­новных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне­сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна­родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче­ние частных законопроектов и актов делегированного законода­тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов аё пос для изуче­ния соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лор­дов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в со­ответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение со­ставляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. За­конопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называ­ются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

1) публичные билли (РиЪПс ВШз) — это законопроекты по воп­росам большой общественной значимости, призванные регулиро­вать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициато­ром внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты — члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

2) частные билли (Рггуаге ВШз) представляют собой законо­проекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интере­сы определенной группы лиц или населения определенной терри­