logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Место и роль главы государства

особенно в тех случаях, когда это позволяет исключить риск по­литической борьбы и политических неожиданностей при замеще­нии института главы государства.

Вместе с тем преобладающей тенденцией в развитии инсти­тута главы государства остается сокращение числа монархий и увеличение числа стран с республиканской формой правления. Причины тому могут быть самые разные. В ходе освободительных антифеодальных революций одной из главных целей являлась лик­видация абсолютистской власти и порождаемого ею произвола. В тех случаях, когда революционные выступления носили особенно радикальный характер, они завершались, как правило, ликвида­цией монархии и появлением выборного коллегиального или еди­ноличного главы государства, который избирался на определен­ный срок. В существовании подобного института усматривали одну из важных гарантий от реставрации абсолютизма и произвола. В тех случаях, когда антифеодальные освободительные выступле­ния носили менее радикальный характер, они нередко заверша­лись сохранением монархии при одновременном резком ограниче­нии власти и полномочий монарха.

Тем не менее в общественном мнении многих стран, а в опре­деленной мере и в конституционно-правовой теории сохраняется точка зрения, в силу которой наиболее последовательным и де­мократическим решением вопроса об организации государствен­ных властей является не сохранение единоличного монарха, а создание института выборного главы государства. Вместе с тем опасения, порождаемые существованием единоличного главы го­сударства, привели к тому, что во многих странах, где этот ин­ститут был учрежден, на уровне конституционно-правовом были установлены весьма значительные ограничения, цель которых предотвратить и исключить возможность концентрации, а тем бо­лее узурпации власти единоличным главой государства. Резуль­татом подобного подхода стали особенности института выборного главы государства в парламентских республиках, положение ко­торого во многом напоминает положение главы государства в пар­ламентарных монархиях. Это положение обыгчно описывается фор­мулой: "царствует, но не управляет". Гарантии такого рода ока­зались, однако, достаточно действенными лишь в условиях развитых демократических государств. Но они оказались явно не­достаточными в развивающихся странах, во многих из которых институт выборного единоличного главы государства был исполь­зован для утверждения авторитарных режимов и монократичес-кого правления. В этих условиях институт республиканского гла­вы государства нередко приобретает антидемократический харак­тер, а утверждение единоличной диктатуры сопровождается репрессиями и эксцессами, которые влекут за собой многочислен­ные жертвы, а порой и крушение самой национальной государ­ственности. Примерами такого рода могут служить кровопролит­ные события в Сомали или Либерии, сопровождающиеся массо­

8 Констнт. право зарубежных стран

105