logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

седателя палаты. В двухпалатных законодательных органах пре­дусматриваются совместные сессии обеих палат. Конституции обычно закрепляют перечень вопросов, которые могут рассмат­риваться и решаться только на совместных сессиях. Это та­кие вопросы, как принятие поправок к конституции, принятие отставки президента, вице-президента, назначение лица, вре­менно исполняющего обязанности президента, предоставление чрезвычайных полномочий президенту, выборы судей верховно­го суда и ряд других.

Законодательные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного периода времени, зафиксированного в конституциях; их досрочный роспуск не предусмотрен.

Общей же нормой является то, что законодательный орган выполняет свои функции в течение такого периода времени, на который он был избран. Чаще всего досрочный роспуск законода­тельных органов власти осуществлялся в результате государствен­ных переворотов, после чего они не функционировали иногда в течение нескольких лет.

В некоторых конституциях прямо предусмотрено участие президента страны в сессиях законодательного органа. Например, ст. 69 Конституции Мексики закрепляет положение о том, что при открытии очередной сессии Конгресса присутствует Прези­дент Республики, который представляет письменный отчет об об­щем положении дел в государственном управлении страной.

Регламентами палат большинства латиноамериканских стран предусмотрено обсуждение законопроекта в двух чтениях. В стра­нах, где предусмотрено три чтения законопроекта (таких мень­шинство), второе и третье чтение сводится только к формально­му провозглашению названия законопроекта, а обсуждение по существу осуществляется только при первом чтении. Регламента­ми палат предусмотрена также возможность принятия законопро­екта сразу после первого чтения. С этой целью возможно преоб­разование всей палаты в один постоянный комитет (так называемый комитет всей палаты) и принятие законопроекта без дополнитель­ных формальностей. По законопроекту обычно проводится откры­тое голосование, если палата не постановит иное. Для избрания некоторых должностных лиц, особенно если конгресс в специаль­но оговоренных случаях избирает президента или лицо, его заме­щающее, предусматривается проведение закрытого голосования.

Обычные законопроекты по регламенту одобряются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Конституцион­ные законы требуют одобрения большинства списочного состава палаты, если законом не предусмотрено квалифицированное боль­шинство в 2/3 голосов. В двухпалатных законодательных органах одобренный одной палатой законопроект поступает на рассмотре­ние другой палаты, в которой процедура рассмотрения законо­проекта и ее основные стадии повторяются. При этом вторая па-