logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Государственный режим

73

формой авторитарного режима являются тоталитарные режимы фашистского или коммунистического толка. Тоталитарный го­сударственный режим означает: полное запрещение любых оп­позиционных существующему режиму партий и организаций; пре­вращение правящей партии по существу в составную часть го­сударственного механизма власти, сращивание партийного и государственного аппаратов; общую негарантированность формаль­но провозглашенных прав и свобод; широкое применение полити­ческого террора против инакомыслящих; приниженное положе­ние суда в государственном механизме.

Тоталитарный государственный режим ведет к установлению контроля за всеми сторонами общественной жизни и фактической ликвидации гражданского общества. Государство берет на себя руководство экономикой, подвергает жесточайшей регламентации духовно-нравственную жизнь общества, вмешивается в частную жизнь граждан. Ликвидация института частной собственности ста­вит индивида в полную зависимость от государства, а точнее от политической воли тех, в чьих руках находится государственная власть.

Другой разновидностью авторитарного государственного ре­жима является военно-диктаторский режим, который опирается на армию. В прошлом военно-диктаторские режимы были весьма распространенным явлением в странах Латинской Америки. В на­стоящее время они существуют во многих странах Африканского континента (Нигерия, Мали, Либерия). В Нигерии законно избран­ный президент страны умер в тюрьме, где он оказался после во­енного переворота.

Военно-диктаторские режимы характеризуются отменой или приостановлением действия конституции и конституционных га­рантий (включая политические права и свободы). Как правило, запрещается деятельность политических партий, вводится жест­кая цензура и ограничения на все виды информации. При военно-диктаторских режимах гражданская бюрократия сохраняет свои позиции. Более того, часто она выступает как союзник захватив­ших власть военных, причем в военно-бюрократической коалиции постепенно усиливаются позиции верхнего эшелона бюрократии, могут создаваться и военно-гражданские правительства, которые являются переходной формой к другим видам авторитарных ре­жимов. Так, с принятием пиночетовской конституции Чили эволю­ционировала в сторону конституционно-авторитарного режима.

В ряде стран Азии и Африки получил распространение мо-нократический режим. Он характеризуется наличием конститу­ции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также неограниченной по суще­ству властью политического лидера, объединяющего функции

74