logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

располагающей большинством в Палате общин, дает ему такую возможность воздействия на парламент, какой не располагает американский президент.

Весьма похожи положение и роль главы правительства в ФРГ, Японии, Канаде и ряде других стран. Несколько менее заметна тенденция к концентрации власти в руках премьер-министра при существовании коалиционного правительства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Тем не менее и в этой группе стран премьер-министр — не "первый среди равных", а политический руководитель, которому принадлежит решающая роль в опреде­лении государственной политики.

Возрастанию роли руководителя исполнительной власти во многом способствует создание при главе государства или прави­тельства специального аппарата, нередко образуемого на вне-конституционной основе. Показательна в этом отношении амери­канская практика. Исполнительное управление президента — это широкий и разветвленный аппарат, нередко успешно конкуриру­ющий с официальным кабинетом по участию в деле разработки и реализации внутренней и внешней политики США. Он включает штат личных сотрудников президента, различные органы поли­тического руководства, координации управления, среди которых наиболее влиятельны Совет национальной безопасности и Админи­стративно-бюджетное управление, а также разного рода группы советников и экспертов. Особенно значительна роль руководителя аппарата сотрудников Белого дома, имеющего повседневный дос­туп к президенту. Именно через его посредство осуществляется связь главы государства с членами кабинета. Значительна также роль специального помощника президента по вопросам националь­ной безопасности, который обладает зачастую не меньшим влия­нием, нежели государственный секретарь.

Активизируется деятельность и растет влияние аппарата, функционирующего при премьер-министре в Великобритании, федеральном канцлере в ФРГ, премьер-министре в Японии и при главах правительств других стран. По своему объему и функциям такой аппарат значительно уступает американскому. Тем не ме­нее в этот аппарат могут включаться не только личные сотрудни­ки и советники, влияние которых нередко очень велико, но и различные специализированные службы вроде, например, ведом­ства по охране конституции (политическая полиция), действую­щего под руководством канцлера ФРГ. Практически все такого рода органы и службы, формально относимые к числу вспомога­тельных при носителе правительственной власти, уже давно пре­вратились из технико-консультативных в политико-администра­тивные. То обстоятельство, что они функционируют при главе государства или правительства на правах его личного аппарата, позволяет избавить их от парламентского контроля и воздействия общественного мнения. Опыт США, Великобритании и ряда дру­гих стран подтверждает, что нередко личные советники и со-