logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 8. Местное самоуправление и управление 311

для женщин предусмотрено резервирование 1/3 всех мест и дол­жностей председателей панчаятов. Легислатура штата может так­же законом штата по своему усмотрению резервировать места и посты в панчаятах для иных представителей социально отсталых слоев населения.

Председатель деревенского панчаята избирается в соответ­ствии с законом, принятым легислатурой штата, а председатели промежуточных и районных панчаятов избираются членами соот­ветствующего панчаята.

Панчаяты избираются сроком на 5 лет прямым голосованием граж­дан, достигших 18 лет и проживающих на территории панчаята.

Право быть избранным в панчаяты предоставляется жите­лям, достигшим 21 года и проживающим на территории соответ­ствующего панчаята. К кандидатам в члены панчаята предъяв­ляются те же требования, что и к кандидатам в легислатуры штатов.

Избирательная комиссия штата организует и контролирует деятельность по выборам в панчаяты и муниципалитеты.

В соответствии со статьей 243-С легислатуры штатов могут своими законами наделять панчаяты полномочиями, необходимы­ми для их функционирования в качестве институтов самоуправ­ления для подготовки планов экономического развития и обеспе­чения социальной справедливости, а также по широкому переч­ню вопросов, включенных в XI приложение к Конституции. В их число входят: сельское хозяйство; проведение земельных реформ; совершенствование методов землепользования; местная иррига­ция; животноводство; птицеводство; рыбный промысел; лесное хозяйство; малое предпринимательство; сельская транспортная инфраструктура; производство и распределение электроэнергии в сельских районах; реализация программ ликвидации бедности; обеспечение благосостояния социально отсталых каст и племен; развитие системы общественного распределения; начальное и профессиональное обучение; библиотеки; культурная деятельность; содействие укреплению семьи и т. д.

Аналогичным образом в соответствии со ст. 243-\У муниципа­литетам предоставляются полномочия в сферах, перечисленных в приложении XII. К ним относятся: городское планирование; стро­ительство; использование земли; дороги и мосты; водоснабжение; здравоохранение и санитария; борьба с пожарами; экология; озе­ленение; вопросы культуры, образования, эстетического воспи­тания; защиты животных; регистрация актов гражданского со­стояния; инфраструктура и благоустройство городов и т. д.

Легислатуры штатов могут предоставлять панчаятам право сбора налогов, финансовую помощь, а также возможность созда­ния специальных фондов.

В то же время создаваемая губернатором штата финансовая комиссия вправе контролировать финансовую деятельность пан-чаятов и муниципалитетов и давать им соответствующие реко­

312 Глава 22. Основы конституционного права Индии

1 Юрлов Н. Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 50.

мендации по распределению доходов от налогов, средств, фондов и дотаций между штатом и панчаятами.

Для координации, консолидации и реализации планов разви­тия панчаятов легислатурами штатов создаются районные плано­вые комиссии. В федеральных районах создаются аналогичные федеральные комиссии.

В городских и индустриально развитых районах в каждом штате и союзной территории создаются муниципалитеты.

Также в Индии создаются поселки городского типа называе­мые "нагар панчаят" (или иначе — в соответствии с местными языками и обычаями). Для меньших городских территорий форми­руются муниципальные советы. На более крупных городских тер­риториях организуются муниципальные корпорации.

Размеры территорий и их соответствие тому или иному типу муниципалитета определяются решением губернатора штата, ис­ходя из оценки количества жителей, плотности населения, уров­ня и перспектив промышленного развития и т. д.

В случае неподпадения местности по каким-либо парамет­рам под понятие муниципалитета того или иного уровня губерна­тор может предоставить ей статус промышленного района (тсш81па1 голупзЫр).

Для выборов членов муниципалитетов территория последних делится на административные районы.

Законами штатов может быть предусмотрено представитель­ство в муниципалитетах лиц, обладающих специальными знания­ми и опытом в сфере местного управления, членов палат союзно­го парламента или легислатур штатов, представляющих населе­ние муниципалитета и председателей попечительских советов муниципалитетов.

В муниципалитетах, на территории которых проживает бо­лее 300 тыс. человек, создаются попечительские советы. Кроме того, легислатуры штатов вправе создавать в муниципалитетах различные комитеты.

Ранее действовавшие законы штатов, регламентирующие деятельность панчаятов и муниципалитетов, остаются в силе до тех пор, пока их не сменят новые законы, которые должны быть приняты легислатурами штатов на основе упомянутых выше 73-й и 74-й поправок к Конституции. Таким образом, законодательная база и реально действующая система панчаятов и муниципалите­тов находятся в процессе интенсивной перестройки. Эта перестройка представляет собой весьма сложный процесс, так как, по офици­альным данным, 23% сельского населения до сих пор не имеют возможности на дем1ократической основе избирать органы местно­го самоуправления1.