logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

Представительный орган департамента именуется генераль­ным советом, он вправе принимать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению департамента. Члены генерального совета, именуемые генеральными советниками, избираются путем всеоб­щего прямого и тайного голосования. Применяется мажоритар­ная система выборов в два тура. Избирательным округом на выбо­рах является кантон, отсюда и само название этих выборов — "кантональные выборы". Генеральные советники избираются сро­ком на 6 лет, состав совета обновляется наполовину каждые три года.

До проведения реформы местного самоуправления исполни­тельным органом в департаменте являлся представитель Прави­тельства — префект. В настоящее время эти функции переданы председателю генерального совета. Ему оказывают помощь замес­тители. В ведении председателя генерального совета находятся все местные административные службы, содержащиеся за счет департаментского бюджета.

В департаменте по-прежнему имеется представитель Прави­тельства в лице префекта. Он руководит работой всех местных должностных лиц, отделений, управлений и агентств, которые представляют центральное Правительство. В ведении префекта департамента остается контроль за законностью решений и дей­ствий выборных органов и должностных лиц департамента. В рас­поряжении префекта находится довольно разветвленный админи­стративный аппарат. Ему подчинены также некоторые службы охраны порядка, а равно аппарат самой префектуры. Под нача­лом префекта работают супрефекты, которые, как правило, дей­ствуют в пределах округов, не обладающих органами самоуправ­ления, не являющихся территориальными коллективами, и фун­кции опеки супрефекты осуществляют в основном по отношению к низовому территориальному коллективу, каким является коммуна.

Коммуна. Коммуна образует главную базовую администра­тивно-территориальную единицу Франции. В то же время комму­на — это старейший самоуправляющийся территориальный кол­лектив, обладающий сравнительно широкими полномочиями. Одна из главных особенностей правового статуса коммун заключается в том, что в их пределах никогда не было органа общей админист­рации в лице назначаемого Правительством чиновника. Функции представителя Правительства в коммуне осуществлял и осуще­ствляет мэр коммуны, который располагает как бы двойственным статусом. Он одновременно представитель государства в коммуне и представитель самоуправляющегося территориального коллек­тива.

Представительный орган коммуны, избирающий мэра, — муниципальный совет. Число членов муниципального совета и порядок его избрания в решающей степени зависят от численнос­ти населения. В коммунах с населением менее 100 жителей изби­рается 9 членов муниципального совета, в коммунах с населением