logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Институт прав и свобод граждан

44

Естественное право в его конституционно-правовом аспек­те — более узкая идея, чем естественное право в философско-. правовой доктрине, где оно на протяжении многих веков высту­пало как выразитель справедливости, моральных ценностей, ре­лигиозных начал и т. п. и в качестве такой модели сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо для их обоснования и оправдания, либо для их критической оценки. Од­нако именно идея "естественных, неотчуждаемых и священных прав человека" сыграла особую роль в политической истории. Она поставила человека в центр общественного строя; на ее основе в результате антифеодальных революций появились нормы публич­ного права, которые выражали естественные права человека и в определенной степени гарантировали их. Понадобилось немало насыщенных событиями лет, чтобы "естественные, неотчуждае­мые, священные права человека" (терминология французской Декларации) стали постулатом конституционного и международ­ного права, показателем правового государства. При этом каталог признанных этим государством прав и свобод существенно рас­ширился, и различение "прав человека" и "прав гражданина" потеряло четкие очертания.

Естественное право по-прежнему стоит в центре концепции прав и свобод личности. Так, в Великобритании, Канаде, Австра­лии, Новой Зеландии и других странах правовые акты фиксиру­ют не собственно права и свободы личности, т. е. то, что может делать человек, а преимущественно то, что ему делать нельзя. Таким образом, все, что не запрещено, оказывается дозволен­ным. Западные юристы видят преимущества такой конструкции в том, что она сохраняет за человеком широкую возможность сво­бодных действий, которые в полном объеме никогда не может предусмотреть и закрепить ни одна правовая система. В то же время на конституционное право ложится обязанность определить объем запрещенного, т. е. не переступать пределы вмешательства государства в индивидуальную свободу. В праве этих стран, сле­довательно, нет полного закрепления прав и свобод граждан, хотя они и не отрицаются.

Большинство развитых государств предпочитают своеобраз­ную смешанную систему, которая предусматривает как письмен­ное закрепление прав и свобод граждан в конституциях и зако­нах, так и признание неписаных, естественных прав и свобод. Так, в Конституции США Билль о правах (первые десять поправок к конституционному тексту) закрепляет личные и политические права граждан, но завершается нормой, в которой записано: "Пе­речисление в Конституции определенных прав не должно толко­ваться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом". Такое косвенное признание естественных прав личнос­ти, не перечисленных в законе, свойственно и многим другим странам.

4 Констит. право зарубежных стран

45