logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы

344

очередные президентские выборы. Причем законодательный орган может отказаться принять отставку президента, если сочтет мо­тивы его отставки неубедительными или не соответствующими общему политическому положению в стране.

Функции законодательных органов по контролю за деятель­ностью правительства осуществляются в нескольких направле­ниях. К ним можно отнести участие конгресса в назначении неко­торых должностных лиц, ратификации договоров, подписанных правительством, в проведении различных расследований деятель­ности высших правительственных чиновников. Официально это обосновывается тем, что конгресс может обязать членов кабинета министров отвечать на поставленные депутатами вопросы или давать объяснения по поводу результатов парламентских рассле­дований. Таким правом обладают законодательные органы Боли­вии, Бразилии, Колумбии, Эквадора, Мексики, Панамы, Вене­суэлы и некоторых других. Причем министры — члены правитель­ства могут присутствовать на заседаниях конгресса по собственной инициативе, выступать с сообщениями, участвовать в дебатах, давать разъяснения, отвечать на вопросы депутатов и т. д. Конг­ресс со своей стороны правомочен делать министрам запросы в устной или письменной форме и требовать на них ответа в уста­новленной форме.

В латиноамериканской системе законодательной деятельнос­ти уже складывается такая практика, когда министры правитель­ства довольно часто по требованию палат разъясняют мотивы своей деятельности, демонстрируют степень ее эффективности и в то же время сами активно участвуют в дебатах по ключевым аспек­там законодательства. Это существенно отличается от североаме­риканской системы, где члены кабинета могут приглашаться только на специальные парламентские слушания постоянных комитетов конгресса.

Регламентами законодательных органов власти предусматри­вается порядок участия в работе палат членов исполнительной отрасли власти. Прежде всего, министры правительства могут присутствовать и принимать участие в любом заседании палаты. Разумеется, они могут присутствовать на заседании палаты, если обсуждаются вопросы, имеющие отношение к деятельности их министерства. В этом случае они обладают самым широким пра­вом выступлений на заседании палаты, могут задавать различ­ные вопросы и т. п. Депутаты вправе требовать от любого мини­стра объяснений по поводу деятельности его департамента. Если возникает такая необходимость, то сообщения министров предс­тавляются в письменном виде.

Законодательные органы стран Латинской Америки облада­ют правом выдвигать против гтенов правительства и других высших должностных лиц государства так называемые офици­альные обвинения, которые должны быть поддержаны специаль­ным большинством палат и могут привести к отставке данного

344 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

должностного лица. Осуществление этой прерогативы законода­тельным органом власти — явление довольно редкое.

Палаты законодательного органа власти имеют полномочия привлекать к так называемой политической ответственности высших должностных лиц государства при совершении ими раз­личных правонарушений и должностных преступлений. К такой ответственности могут быть привлечены президент республики, члены правительства, сенаторы и депутаты, члены верховного суда и других высших судов, главы административных департа­ментов, генеральный прокурор, послы и другие высшие государ­ственные служащие. Для применения наказаний палата депутатов после предварительного одобрения установленным законом боль­шинством голосов и выполнения соответствующей процедуры, включающей обязательное заслушивание обвиняемого, обраща­ется с утвержденными обвинениями в палату сенаторов. Сенат выступает в роли своеобразного суда присяжных, решая вопрос о виновности или об отсутствии таковой у обвиняемого. В случае отрицательного решения палаты депутатов или сената рассмотре­ние вопроса в отношении данного лица прекращается, но это не препятствует возбуждению дела по обвинению в совершении пре­ступления после окончания срока пребывания обвиняемого в дол­жности, так как данное решение палаты никоим образом не пред­решает вопроса об основании обвинения. В случае положительно­го решения обеих палат обвиняемый передается компетентным властям, которые действуют согласно закону.

Результатом политического осуждения высших государствен­ных служащих палатами законодательного органа является офи­циальное отстранение с должностей и постов, запрещение в даль­нейшем занимать должности и посты либо запрещение выполнять поручения любого характера на государственной службе. Решения по обвинению высших государственных служащих, принятые па­латами законодательного органа, обжалованию не подлежат. При наличии оснований для уголовного преследования обвиняемое лицо по решению законодательного органа отстраняется от должности и передается в распоряжение уголовного суда. Если суд выносит оправдательный приговор, оправданное лицо может вернуться к исполнению своих функций. Если суд выносит обвинительный при­говор и речь идет о преступлении, совершенном в период выпол­нения должностных обязанностей, помилование осужденного не допускается. По гражданским делам, возбужденным против го­сударственных служащих, а равно депутатов и сенаторов, спе­циального решения палат не требуется. Уголовное наказание при­меняется в соответствии с действующим уголовным законодатель­ством, и если совершение преступления принесло преступнику материальную выгоду или нанесло имущественный вред либо ущерб, то наказание должно устанавливаться в зависимости от полученной выгоды и необходимости возместить вред и ущерб, причиненный незаконными действиями. На депутатов и сенато­