logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституция Японии

259

женных сил, наказание всех военных преступников. В ней ука­зывалось, что: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в япон­ском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам че­ловека".

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непо­сильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японс­кой Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. япон­ское правительство опубликовало конституционный проект, вно­сящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотре­ния Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответ­ствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской дек­ларации, то он быгл сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дуг­ласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупа­ционных войск. Новая Конституция была принята Парламен­том в октябре 1946 г., промулъгированаИмператором и опубли­кована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 г. — она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императо­ра; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные фи­нансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конститу­ции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:

• особа Императора более не признается священной и суще­ствует лишь в качестве символа государства и единства на­ции, а единственным носителем государственного суверени­тета становится народ (ст. 1);

• принцип разделения властей осуществляется на более демок­ратической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государствен­ные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-мини­стра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Ка­бинета министров Император провозглашает от имени наро­да законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуж­дает награды (гл. 1);

260

Глава Основы конституционного права Японии

• круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);

• Япония "отказывается от войны как суверенного права на­ции, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

• ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Быв­шая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены ко­торой избираются как представители всего народа;

• местное самоуправление осуществляется в широких масшта­бах (ст. 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного сувере­нитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государствен­ной власти в японском конституционном праве появляется впер­вые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41).

Конституция содержит широкий перечень личных, полити­ческих и социально-экономических прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регуляр­ных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитариз­ма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблем­ной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осу­ществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании междуна­родных вооруженных сил, что пока компенсируется невооружен­ным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японс­кие силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Ко­рейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрас­но экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по рас­ходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять консти­туционный контроль, но устанавливает, что окончательное ре­шение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст. 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в це-