logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

327

Меджлис — Парламент Туркменистана. В указанной статье гово­рится: "К ведению Меджлиса относится: ...8. определение соответ­ствия Конституции и законам нормативных актов органов госу­дарственной власти и управления".

Порядок формирования, структура и порядок деятельности конституционных судов в странах СНГ, в зависимости от государ­ства, могут в значительной степени отличаться. Однако в боль­шинстве государств СНГ эти судебные органы формируются парламентом по представлению президента. Так, например, в Азербайджанской Республике члены Конституционного суда на­значаются Мили Меджлисом по представлению президента (ст. 152 Конституции); в Республике Армения из 9 членов Конституцион­ного суда четверых назначает президент, а пять членов — Наци­ональное Собрание (ст. 99 Конституции); по Конституции Респуб­лики Беларусь председатель и пять членов Конституционного суда назначаются президентом и шесть судей — Сенатом (ст. 116 Кон­ституции); в Грузии трех членов Конституционного суда назнача­ет президент, трех избирает Парламент и трех назначает Верхов­ный суд (п. 2 ст. 88 Конституции); в Республике Казахстан два члена Конституционного совета назначаются президентом, два — Председателем Сената и два — Председателем Мажилиса, прези­дентом также назначается председатель Конституционного сове­та (п. 3 ст. 71 Конституции); в Кыргызской Республике судей Кон­ституционного суда избирают Законодательное собрание и Собрание народных представителей и т. д.

Как правило, органы конституционного контроля в стра­нах СНГ осуществляют свои контрольные полномочия по про­верке конституционности нормативно-правовых актов по зап­росам граждан (Конституция Грузии, ст. 89), организаций и госу­дарственных органов (Конституция Республики Армения, ст. 101; Конституция Республики Беларусь, ст. 116; Конституция Азер­байджанской Республики, ст. 152 и др.). Вместе с тем в некоторых государствах, таких, как Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, конституционные суды этих государств самостоятельно по собственной инициативе осуществ­ляют надзор за конституционностью нормативно-правовых актов.

Законодательство ряда государств СНГ устанавливает для кандидатур на должность члена конституционного суда специаль­ный возрастной ценз. Как правило, 35 лет нижний и 65—75 лет верхний предельный возраст. Однако в Азербайджанской Респуб­лике Конституция не устанавливает специального возрастного ценза для судей Конституционного суда и на них распространяет­ся общий для всех судей возрастной ценз — не моложе 25 лет (ст. 143 Конституции).

Срок полномочий судей и членов конституционного суда, в зависимости от страны, колеблется от 5 до 15 лет. В некоторых государствах СНГ, как, например, в Армении, судья и член Кон­ституционного суда несменяемы и занимают свою должность до

327 Глава 23. Основы конституционного права стран СНГ

достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты ав­томатически становятся пожизненными членами органа конститу­ционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). Члены конституционного суда обладают неприкосно­венностью на весь срок своих полномочий.

В государствах СНГ применяется в основном последующий конституционный контроль. Однако относительно международ­ных договоров в большинстве стран осуществляется предваритель­ный конституционный контроль. Так, в соответствии с п. 2 ст. 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд устанав­ливает соответствие Конституции международных договоров до их ратификации. Предварительный конституционный контроль осуществляется в Республике Казахстан. Согласно подп. 2 и 3 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет рассматривает до подписания президентом принятые Парламен­том законы, а также рассматривает до ратификации междуна­родные договоры на соответствие их Конституции.

К основным полномочиям органа конституционного надзора в странах СНГ относятся: решение вопроса о соответствии кон­ституции законов и других нормативных актов, а также между­народных договоров; официальное толкование норм конституции; решение вопроса о правильности проведения выборов президен­та; дача заключения по вопросу об отрешении президента от дол­жности; принятие решения о конституционности правопримени­тельной практики, которая затрагивает конституционные права граждан; рассмотрение споров по разграничению компетенции между государственными органами и др.

Назначение и полномочия верховных судов, высших арбитраж­ных судов в странах СНГ во многом схожи. Как правило, в конститу­циях и законодательных актах о судебной системе этих государств закреплено, что верховный суд является высшим судебным орга­ном по гражданским, уголовным, административным и другим де­лам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществ­ляет надзор за работой нижестоящих судов общей юрисдикции, а также дает разъяснения по практике деятельности этих судов.

К компетенции высших арбитражных судов национальное законодательство в странах СНГ относит разрешение споров между хозяйствующими субъектами (например, ст. 84 Конституции Кыр­гызской Республики).

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одина­ковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным ис­полнением законов и других нормативно-правовых актов государ­ственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это