logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Формы правления в арабских странах. Монархия

350

ких отношений проходило более спокойно и не вызывало резких перемен в сфере власти и управления.

Нелегально в стране действует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций, однако их влияние весьма ограничено.

В начале 50-х годов в стране был создан Совет министров (правительство) и несколько различных министерств и ведомств. Король Саудовской Аравии является не только главой государ­ства, но и духовным главой (возглавляет секту ваххабитов), а также выполняет функции премьер-министра, главнокомандую­щего вооруженными силами и верховного судьи. Правительство формируется из членов королевской семьи, назначаемых Коро­лем.

В соответствии с феодально-патриархальным принципом "шуры" (совета), издавна провозглашенным одной из основ ис­ламского правления, в королевстве действуют Совещательный совет при монархе в составе 40 представителей правящей динас­тии и знатных аристократических семейств, Юридический совет из 20 улемов, особо почитаемых знатоков Корана, а также советы при губернаторах, действующие по типу традиционных советов племен при шейхе.

Внутриполитическая ситуация, сложившаяся в Саудовской Аравии в связи с кризисом в Персидском заливе, а также одно­временное давление либералов и консерваторов побудили Короля Фахда бен Абдель Азиз Аль Сауда приступить к политическим реформам, которые положили начало демократизации процесса управления страной.

В 1992 г. Король Фахд обнародовал три Указа: "Основы систе­мы власти", "Положение о Консультативном совете" и "Система территориального устройства". Впервые были приняты юридичес­кие документы, закрепляющие общие принципы государственно­го устройства и управления страной. Однако на данном .этапе прин­ципиальная схема властных структур сохранилась в старом виде. Основной закон правительства (Ба818 зузгет), изданный 1 марта 1992 г., в специальном разделе (статья 5) закрепляет положение семьи саудидов как "стержня" всего общества.

Согласно указу Короля Фахда, был создан Консультатив­ный совет — новый совещательный орган в составе 60 членов, назначаемых Королем сроком на 4 года. Совет призван разрабаты­вать рекомендации правительству по вопросам социально-эконо­мического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Однако функции этого органа ограничены и он не может осуществлять функции парламента. Принципиально образование такого Совета не изме­нило роль королевской семьи в управлении страной. Вместе с тем сам факт его институализации свидетельствует о наметившейся в Саудовской Аравии тенденции развития в направлении образова­ния представительных органов.

350 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

Конституционные монархии: Катар, Объединенные Арабские Эмираты

Конституционные формы правления существуют в Катаре и Объединенный Арабских Эмиратах (ОАЭ). Они отличаются от аб­солютистских режимов наличием конституций, которые, однако, не приняты демократическим путем, а дарованы монархом (так называемые октроированные конституции).

В Катаре временная Конституция была провозглашена в 1970 г. (изменения были внесены в 1972 г.), в ОАЭ — в 1971 г. В ОАЭ, согласно Конституции, высшим органом государственной власти является Высший совет, состоящий из правителей эмиратов (каж­дое княжество представляет собой абсолютную монархию и со­храняет значительную самостоятельность).

Эмиры Высшего совета из своего состава сроком на 5 лет избирают председателя, которого нередко называют президентом (так называемый "выборный монарх"). Он выполняет функции главы государства, в том числе и представительские.

В ОАЭ нет очередности занятия поста главы государства. С 1971 г. президентом ОАЭ является неизменно правитель Абу-Даби (крупнейшего эмирата, занимающего 86% территории страны) Шейх Заид бен Султан Аль Нахаян. Исполнительную власть осу­ществляет Совет министров, назначаемый эмирами.

В Катаре, согласно Конституции, вся полнота законодатель­ной и исполнительной власти принадлежит Эмиру (с 1995 г. — Эмир Хамад Бен Халиф Аль Тани). Полномочия монарха чрезвы­чайно широки. Он представляет государство во внешних сноше­ниях, является верховным главнокомандующим вооруженными силами Катара; назначает и смещает гражданских и военных слу­жащих, формирует Совет обороны. Своим указом Эмир может отменить любой приговор суда.

В качестве главы исполнительной власти Эмир является пред­седателем (премьер-министром) Совета министров, который при­зван помогать Эмиру в осуществлении им его исполнительных функций. Вся деятельность Совета министров осуществляется под руководством Эмира. Он назначает министров из числа лиц катар-ской национальности и по своему усмотрению может в любой мо­мент сместить их с занимаемых постов. В ведение Совета мини­стров передан довольно широкий круг вопросов. Согласно ст. 34 Основного закона он "руководит всеми внутренними и внешними политическими делами, которые входят в его компетенцию в со­ответствии с Основным законом и законодательством". Однако все прерогативы Совета министров устанавливаются самим Эмиром, который в качестве премьер-министра "направляет работу мини­стров... намечает директивы для правительства, подписывает по­становления, принимаемые Советом" (ст. 33). Кроме того, соглас­но ст. 35 "Министры несут перед Эмиром коллективную полити­ческую ответственность за исполнение общей политики государства.