logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Конгресс

174

Члены каждой партии в каждой палате образуют фракцию, которая на своей закрытой конференции (кокус) избирает лидера. Лидеры большинства в Сенате и Палате представителей (это мо­гут быть представители разных партий) фактически руководят своими палатами, в то время как лидеры меньшинства организу­ют оппозицию. Под руководством лидеров работают партийные "кнуты" и их помощники, которые обеспечивают дисциплину во фракциях, а главное — нужное голосование. На конференции фракции избирается "рулевой комитет", в который входят партий­ные руководители; этот комитет обеспечивает единство партий­ной политики, улаживает разногласия внутри фракции и т. д. Фрак­ции образуют и другие комитеты со специальными функциями.

Положение депутатов

Сенаторы и члены Палаты представителей работают на про­фессиональной основе и не вправе заниматься предприниматель­ской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может зани­мать какую-либо должность в органах власти. Они получают де­нежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. XXVII поправкой к Конституции (1992 г.) установлено, что закон, изменяющий раз­меры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представите­лей, не должен вступать в силу до проведения следующих выбо­ров в Палату представителей; тем самым членам Палаты предста­вителей и одной трети сенаторов не разрешается увеличивать размер вознаграждения для самих себя. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодатель­ной инициативой.

Члены Конгресса независимы, что обеспечивается невозмож­ностью досрочного роспуска палат. Их мандат, полученный от из­бирателей, носит свободный, а не императивный характер. Это означает, что депутаты представляют всю нацию, а не только своих избирателей и, следовательно, не связаны предваритель­ными обещаниями и обязательствами. Они, однако, (особенно в Палате представителей) постоянно озабочены своим переизбра­нием на новый срок, что требует организационной и финансовой поддержки партийного аппарата штата, "заигрывания" с избира­телями и т. д.

Комитеты

В каждой палате действует большое число постоянных и вре-менныгх комитетов, комиссий и подкомиссий. Здесь центр обсуж­дения законопроектов, расследовательской деятельности. Особен­но важную роль играют постоянные комитеты, число которых составляет 17 — в Сенате и 22 — в Палате представителей (по номенклатуре вопросов они в основном совпадают). Комитеты стро­

175