logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система государственных органов

266

исключением особых случаев, предусмотренных Конституцией и связанных с наделением Палаты представителей большими воз­можностями, становится законом после принятия его обеими па­латами (ст. 59 Конституции). Если мнения палат расходятся, то помимо вышеперечисленных возможностей Палата представите­лей может требовать созыва совместного заседания палат или со­здания паритетной согласительной комиссии (10 депутатов и 10 советников). На совместном заседании решение принимается большинством голосов, а в согласительной комиссии — не менее 2/3 состава; если комиссии не удается преодолеть разногласия палат, то принятым считается решение Палаты представителей.

Парламент наделен исключительными полномочиями по рас­поряжению государственными финансами: "Никакие государствен­ные средства не могут быть израсходованы, и никакие государ­ственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента" (ст. 85 Конституции). Порядок со­ставления и утверждения государственного бюджета определен в Законе о финансах 1947 года. Кабинет составляет и представляет Парламенту на обсуждение и утверждение бюджет на каждый финансовый год. Проект бюджета представляется сначала в Пала­ту представителей (ст. 60 Конституции), председатель которой направляет его на рассмотрение в постоянную бюджетную комис­сию. Бюджетные комиссии считаются наиважнейшими, поэтому они являются самыми большими (в бюджетной комиссии Палаты представителей 50 членов, в Палате советников — 45). Обсужде­ние законопроекта о бюджете проходит при участии премьер-министра и всех членов Кабинета, дабы они могли давать соответ­ствующие разъяснения и отвечать на запросы представителей политических партий. В обсуждении бюджета принимают участие и представители общественности. Любой может подать заявку на участие в обсуждении. Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек для участия в прениях. Если законопроект о бюджете отклоняется бюджетной комиссией Палаты представите­лей, то Кабинет министров должен подготовить новый проект бюджета, который вновь проходит всю процедуру обсуждения. После одобрения Палатой представителей бюджет направляется в Палату советников, где процедура обсуждения полностью повто­ряется.

Решения палат обычно принимаются простым большинством голосов. В Японии применяются три формы голосования: встава­нием, тайным голосованием и невозражением.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, контрасигнуется премьер-министром и направ­ляется Императору для промульгации. Закон должен быть опуб­ликован в течение 30 дней и вступает в силу через 20 дней после публикации.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Как уже упоминалось, Кабинет

266