logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг 328

Местное самоуправление в странах СНГ

Местное самоуправление занимает особое место в системе управления общественными и государственными делами в госу­дарствах Содружества. Основы местного самоуправления закреп­ляются в конституциях почти всех упомянутых выше стран, а конституционные основы местного самоуправления получили свое развитие в текущем законодательстве ряда государств СНГ.

Под местным самоуправлением принято понимать такую орга­низацию граждан, которая ставит своей целью самостоятельное решение вопросов местного значения как непосредственно, так и через выборные органы при учете исторических, национальных, географических, социальных и других особенностей данной ад­министративно-территориальной единицы. Так, в Законе Рес­публики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" от 20 февраля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995, 1996 и 1997 годах, местное самоуправление рассматривается как "форма организации и дея­тельности граждан для самостоятельного решения непосредствен­но или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и осо­бенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и при­влеченных средств" (ст. 1 Закона "О местном управлении и само­управлении в Республике Беларусь").

Однако в конституциях отдельных государств — членов СНГ нет упоминаний о местном самоуправлении, а говорится о пуб­личном управлении. Так, например, в главе 8 Конституции Рес­публики Молдова говорится о том, что "публичное управление в административно-территориальных единицах основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности властей, местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения" (ст. 109 Конституции).

ний в странах СНГ отличается несущественно и в своей основе примерно одинаков. В основном это издание законов и других нор­мативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции авто­номного образования; решение вопросов административно-терри­ториального устройства; управление экономикой, социальным, на­ционально-культурным, научным развитием; образование и здравоохранение; охрана окружающей среды; определение источ­ников дохода в бюджет автономного образования; установление налогов в пределах, установленных общегосударственным законо­дательством; содействие охране правопорядка; развитие физкуль­туры и спорта; охрана и использование памятников истории и культуры; проведение демографической политики и др.

329 Глава 23. Основы конституционного права стран СНГ

Конституции и законодательство о местном самоуправлении не только закрепляют само содержание понятия "местное само­управление", но также устанавливают основные принципы осу­ществления местного самоуправления, содержат перечень орга­нов местного самоуправления в административно-территориаль­ных единицах, их полномочия, порядок формирования и др.

Формами осуществления местного самоуправления населением могут быть как непосредственная, так и представительная де­мократия. В первом случае это сходы, собрания, местные рефе­рендумы, а также другие формы непосредственного волеизъяв­ления населения, во втором •— это образование выборных пред­ставительных органов местного самоуправления, наделенных законодательством определенными полномочиями в решении воп­росов местного значения.

Материальную и финансовую основу местного самоуправле­ния составляют движимое и недвижимое муниципальное иму­щество, средства, поступающие из местных бюджетов, а также другие денежные поступления, земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в собственности самоуправляющихся тер­риторий.

Как правило, конституции и законодательство стран СНГ закрепляют положения о финансовой и материальной поддержке местного самоуправления со стороны государства, а также поло­жения о компенсации местному самоуправлению затрат, возник­ших вследствие решений органов государственной власти (напри­мер, ст. 142 Конституции Украины).

Законодательство стран — участниц Содружества закрепля­ет за органами местного самоуправления преимущественно сле­дующие полномочия: самостоятельное управление муниципаль­ной собственностью; утверждение и исполнение местного бюдже­та; установление местных налогов и сборы; утверждение программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением; обеспечение проведения местных референдумов и реализация их результатов; создание, реорганизация и ликви­дация муниципальных предприятий, организаций и учреждений, а также контроль за их деятельностью; оказание содействия ох­ране общественного порядка; принятие мер по охране окружаю­щей среды, а также другие полномочия, закрепленные в теку­щем законодательстве о местном самоуправлении.

В конституциях и законодательстве о местном самоуправле­нии стран СНГ установлено, что местное самоуправление осуще­ствляется местными сообществами, которые в пределах своей ком­петенции и под свою ответственность управляют делами местного значения. Как правило, в конституции и законодательстве о мес­тном самоуправлении стран СНГ закреплено, что местное само­управление осуществляется через местные выборные органы, образуемые непосредственно самим населением. Законодательством большинства стран СНГ за органами местного самоуправления