logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

Особенности функционирования исполнительной власти в освободившихся странах

В большинстве развивающихся стран уровень концентрации исполнительной власти исключительно высок. Это объясняется в первую очередь первостепенной ролью администрации в решении задач национального возрождения, преодолении отсталости и за­висимости. Осуществление государством сложных и многообраз­ных функций, высокий уровень огосударствления общественной жизни, реализация по государственным каналам основных эконо­мических и социальных программ неизбежно приводят к росту численности администрации, усилению ее воздействия на процесс общественного развития и одновременно к концентрации и цент­рализации функций руководства и управления. Даже в странах, формально использующих парламентарные формы правления (Индия, Малайзия, Сингапур и др.), объем полномочий, принад­лежащих правительству, и особенно его главе, весьма широк. Почти неограниченными полномочиями обладает глава государ­ства — носитель исполнительной власти в странах с монократи-ческими и военно-диктаторскими режимами, в дуалистических и абсолютных монархиях Востока. В этих странах назначение пре­мьер-министра (там, где этот институт имеется) и членов прави­тельства зависит прежде всего от усмотрения главы государства. В монархических странах Востока такие вопросы решаются обыч­но в кругу королевской семьи, а пост премьер-министра зачастую занимает либо сам монарх (случаи, известные в практике Марок­ко, Непала), либо наследный принц (Саудовская Аравия, Катар и др.). Лишь в немногих монархиях правительство формально об­разуется с учетом расстановки сил в парламенте, например в Таиланде. В этих странах решающую роль играют внепарламент­ские силы, в частности военные круги, которые неоднократно прибегали к свержению неугодных правительств и прямому зах­вату власти.

В странах с военно-диктаторскими режимами ключевые по­сты в правительстве обычно принадлежат представителям армей­ской верхушки (Нигерия, Нигер, Мавритания и др.), а вопросы назначения членов правительства, их перемещения и увольнения от должности решаются главой военного режима или органом во­енно-политического руководства. Практика показывает, что раз­деление исполнительной власти в этих странах — крайне редкое и временное явление.

Сравнительно широкое распространение в развивающихся странах получил институт "административного" премьер-министра. Его создание, как, впрочем, и упразднение (например, в Сенега­ле и Камеруне), целиком зависит от главы государства. Админис­тративный премьер-министр не располагает собственными полно­мочиями. Они делегируются главой государства и осуществляются в соответствии с его указаниями и директивами.