logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Форма правления в зарубежных государствах

62

решения парламента о формировании кабинета из числа предста­вителей партии или коалиции партий, располагающих большин­ством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив­шей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве буду­щего главы правительства. Предложенная президентом кандида­тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези­дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

2. Глава государства — президент занимает в системе госу­дарственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир­ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива­ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за пра­вильностью оформления и соблюдения конституционной процеду­ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным мини­стром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе­ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла­ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги­ей (как в ФРГ).

3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ­ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом пар­ламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (на­пример, в ФРГ — свыше 80%).

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при­суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис­темы и высокой политической культуры населения.

Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж­ной науке конституционного права рассматривалась не как само­стоятельная форма правления, а как переходная либо к прези­дентской, либо к парламентарной республике. Практика функци­онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде

63