logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

иным руководителем правительственного департамента, путем непосредственного их обсуждения с президентом. При рассмотре­нии вопросов, затрагивающих интересы многих ведомств, напри­мер бюджетных, проводятся многочисленные совещания заинте­ресованных руководителей (нередко под председательством пре­зидента), в ходе которых отрабатывается проект решения. В таких совещаниях, в частности в США, принимают участие не только члены кабинета, но и руководители исполнительного управления президента, ведущие чины аппарата сотрудников Белого дома. Окончательное решение всегда принимает президент.

В парламентарных республиках и монархиях коллегиальность в работе, как правило, выше при коалиционном правительстве и заметно падает при существовании однопартийного кабинета. В большинстве стран общепринято еженедельное проведение очеред­ных заседаний. Их повестка дня и приоритетность рассмотрения вопросов определяются главой исполнительной власти. Дела, вы­носимые на рассмотрение, готовятся заинтересованным министром и докладываются им. Если вопрос затрагивает несколько ведомств, он предварительно прорабатывается и согласовывается в рамках межминистерских советов и комитетов, создаваемых, в зави­симости от характера вопроса, на временной или постоянной осно­ве. Большую часть времени заседания правительства обычно за­нимают рутинные вопросы, связанные, например, с производством разного рода назначений и перемещений гражданских и военных чинов. Дискуссия в большинстве случаев проводится по вопросам, по которым не достигнуто предварительное согласие. На заседа­ниях заслушивается также информация по различным аспектам внутренней и внешней политики. Протокол заседания ведет обыч­но присутствующий на нем специальный чиновник, вроде гене­рального секретаря правительства во Франции или секретаря кабинета в Великобритании. Протоколы заседаний секретны и не публикуются. Решение формулируется главой правительства и не обязательно ставится на голосование.

Процедура работы правительства зависит от его структур­ных особенностей в отдельных странах. Во Франции основные воп­росы, отнесенные к ведению правительства, рассматриваются на заседаниях Совета министров, которые проводятся под председа­тельством президента Республики, а не премьер-министра. Про­екты решений (актов), выносимых на заседание совета министров в обязательном порядке рассматриваются предварительно Госу­дарственным советом. Однако заключение последнего обязатель­ной силы не имеет. Заседания правительства в форме кабинета проводятся под руководством премьер-министра. Именно здесь решается большинство вопросов управления, особенно в эконо­мической и социальных областях. В условиях "сосуществования" роль кабинета и премьер-министра заметно возрастает.

Во многих странах наиболее важные и существенные вопро­сы зачастую не выносятся на заседание правительства, а реша­