logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

ством. Одновременно конституции допускают, что земля, недра и природные ресурсы могут быть объектами разных форм собствен­ности.

Практически все конституции стран СНГ провозглашают де­мократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было. Об этом, например, говорится в ст. 5 Конституции Азербайджана: "Ни одна народность Азербайджана, ни одно лицо, социальная группа или организация не может присвоить полномо­чие по осуществлению государственной власти"; в п. 2 ст. 2 Кон­ституции Республики Молдова устанавливается, что "ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объедине­ние не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступ­лением против народа"; в п. 3 ст. 3 Конституции Республики Ка­захстан закреплено: "Никто не может присваивать власть в Рес­публике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону...". Подобные положения закреплены в конституциях и других госу­дарств СНГ.

В ряде конституций государств СНГ провозглашается поли­тический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "... в Республике Ар­мения признается многопартийность"; в п. 1 ст. 5 Конституции Рес­публики Казахстан закреплено, что в Республике "...признается идеологическое и политическое многообразие"; в п. 3 ст. 1 Консти­туции Республики Молдова провозглашается, что: "...справедли­вость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в странах Содружества на конституционном уровне провозглашает­ся многообразие политических институтов и мнений, а также зап­рет на провозглашение какой-либо идеологии в качестве государ­ственной.

Конституции ряда стран СНГ допускают множественность общественных организаций и массовых общественных движений. Конституционные положения, закрепляющие основы правового статуса общественных объединений, получают свое развитие в текущем законодательстве стран СНГ. Так, в Республике Бела­русь в 1994 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь "Об общественных объединениях", в который были внесены измене­ния в январе 1995 г.

Среди общественных объединений, составляющих важней­шую часть политических систем этих стран, особое место зани­мают политические партии. Организация, порядок деятельности политических партий, их правовое положение, взаимоотноше­ния с государством в ряде стран Содружества регулируются спе­циальными законодательными актами. Так, 4 октября 1994 г. в