logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Правовая охрана конституции

40

К числу первых относятся суды общей юрисдикции, которые решают вопрос о конституционности правовых актов в связи с рас­смотрением конкретного дела (Греция, Дания, Норвегия, Япония, США, Мексика, Индия и ряд других стран). Так, на основе ст. 93 Конституции Греции суды не обязаны применять закон, содержа­ние которого противоречит Конституции. Однако в Дании, кроме того, допускаются так называемые "иски о признании", в которых то или иное лицо оспаривает конституционность правового акта на том основании, что в последующем этот акт может нарушить его права. В большинстве таких стран окончательное решение выносит Верховный суд. Например, ст. 81 Конституции Японии устанавли­вает: "Верховный суд является судом высшей инстанции, полно­мочным решать вопрос о конституционности любого закона, при­каза, предписания или другого официального акта".

В ряде стран (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) правом про­верки конституционности наделен только Верховный суд. В таком случае указанный вопрос рассматривается не в связи с конкрет­ным делом, а по представлению определенного государственного органа — президента, парламента, правительства. В Ирландии, например, согласно ст. 26 Конституции, президент может после консультации с Государственным-советом передать любой законо­проект (кроме финансовых и конституционных) в Верховный суд в целях получения его заключения о том, не противоречит ли он или отдельные его положения Конституции.

В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и компетенции специальных судов по проверке конституционнос­ти нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, ФРГ и др.). Они образуются в особом порядке. Так, Конституционный суд Испании назначается Королем по представ­лению Конгресса, Сената, Правительства, Генерального совета судебной власти. Конституционный суд Австрии образуется Пре­зидентом по представлению Федерального правительства, Наци­онального и Федерального советов. При этом для назначения су­дьей необходим довольно значительный стаж юридической рабо­ты. В отличие от членов судов общей юрисдикции они назначаются на определенный срок, а в некоторых странах состав такого суда обновляется по частям.

С предложениями по вопросу о неконституционности норма­тивного акта могут обращаться органы и лица, указанные в кон­ституции или в законе об этом суде. Так, в Конституционный три­бунал Польши эти предложения вправе направлять Президент республики, Председатель Сейма и Сената, Председатель прави­тельства, председатели высших судов республики, Председатель Верховной палаты контроля, Генеральный прокурор, 50 депута­тов или 30 сенаторов, уполномоченный по гражданским правам. Таким образом, вопрос о неконституционности рассматривается вне связи с конкретным уголовным или гражданским делом, на­ходящимся в суде общей юрисдикции.

40