logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Порядок формирования органов местного самоуправления 145

диться и внеочередные или чрезвычайные сессии по требованию определенного числа членов представительного органа или по тре­бованию местных исполнительных органов (мэр, исполнительный совет и т. д.). Обычно чрезвычайные сессии собираются для реше­ния только строго определенных вопросов и решение других воп­росов не должно иметь юридической силы.

В пределах своей компетенции органы местного самоуправ­ления принимают решения, дают заключения, высказывают по­желания и рекомендации. Общий принцип заключается в том, что местные сообщества и выражающие их волю избираемые населе­нием органы местного самоуправления обладают в рамках закона полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым вопросам, которые не исключены из их компетенции или не переданы в установленном порядке какому-либо другому органу власти. Сами полномочия могут быть поставлены под со­мнение или ограничены другим органом власти, центральным или региональным, только в рамках закона.

Конституция Испании 1978 года, например, в специальной главе "О местной администрации" гарантирует автономию муни­ципалитетов, которые обладают всей полнотой прав юридическо­го лица. По конституции руководство и управление муниципали­тетами осуществляется соответствующими муниципальными со­ветами, которые состоят из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципалитета путем всеобщего равного, свободного и тайного голосования в соответствии со специальным законом.

Алькальд (председатель совета) избирается или советниками или непосредственно самими жителями муниципалитета.

Решения органов местного самоуправления могут быть оспо­рены в судебном порядке. Законодательством ряда стран (напри­мер, Италии) предусмотрена возможность роспуска местных вы­борных органов в случае совершения ими действий, противореча­щих конституции, а также серьезных нарушений действующих законов, отказа выполнять постановление центрального прави­тельства и т. д. Законодательством предусмотрена возможность рос­пуска исполнительного органа местного самоуправления и отправка в отставку его председателя, совершившего незаконные действия.

Роспуск органа местного самоуправления может быть осуще­ствлен в случае массовых отставок депутатов или полной неэф­фективности работы органа местного самоуправления вследствие отсутствия устойчивого большинства, а также по соображениям национальной безопасности. В Италии, например, такое решение принимается мотивированным декретом президента Республики после заслушивания доклада специальной комиссии центрального парламента, которая образуется специально для этого. Декретом о роспуске областного совета президентом страны назначается временная комиссия в составе трех человек, обладающих полным объемом избирательных прав. Комиссия назначает выборы нового

146 Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах