logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

либо отклоняет его. Однако в некоторых государствах СНГ есть свои особенности в процедуре формирования правительства. Так, согласно ст. 98 Конституции Республики Молдова, после выдви­жения президентом кандидатуры на должность премьер-министра последний должен в 15-дневный срок после его выдвижения об­ратиться к Парламенту с просьбой о выражении доверия программе деятельности Правительства и всему его составу. После обсужде­ния программы деятельности и состава Правительства на заседа­нии Парламента он может выразить вотум доверия Правитель­ству большинством голосов депутатов.

Компетенция правительства в большинстве стран СНГ в своей основе очень похожа. К наиболее типичным полномочиям прави­тельства относятся следующие: руководство системой подчинен­ных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; осуществление мер по реализации ос­новных направлений внутренней и внешней политики; разработка и представление в парламент или президенту для внесения в пар­ламент проекта государственного бюджета и отчет о его исполне­нии; обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной поли­тики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социального обеспечения и оплаты труда; осуществление мер по обеспечению прав и свобод граж­дан; осуществление мероприятий по защите интересов государ­ства, государственной безопасности и обороноспособности; приня­тие мер по охране общественного порядка и борьбе с преступно­стью; принятие мер по охране всех видов собственности; управление государственной собственностью; обеспечение испол­нения конституции, законов, актов главы государства и принятых самим правительством постановлений; обеспечение осуществле­ния политики в сфере труда и занятости населения; выполнение других функций, определенных конституцией, законами, актами президента.

Вопрос о подотчетности правительства в конституционном законодательстве государств — членов Содружества решается несколькими способами. В ряде стран СНГ правительство в своей деятельности подотчетно президенту и одновременно ответ­ственно перед парламентом. К таким странам относятся Респуб­лика Беларусь, Украина, Кыргызская Республика, Республика Казахстан. В некоторых странах СНГ правительство не подот­четно парламенту и несет ответственность за свою деятель­ность только перед президентом. Так, в соответствии со ст. 79 Конституции Грузии члены правительства ответственны в своей деятельности только перед президентом. Подобный порядок выте­кает и из смысла конституционных положений о правительстве в Туркменистане, Азербайджане, Узбекистане.

Прекращение полномочий правительства в странах — учас­тницах Содружества осуществляется различными способами. Одна