logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституция и конституционное развитие

230

источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однознач­ное предпочтение при этом конституционный законодатель отда­ет представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация на­родных опросов допускается лишь в связи с изменением террито­риального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возмож­ности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объедине­ние, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В ре­зультате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государ­ство. Германская правовая доктрина считает государство право­вым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Чер­ты правовой государственности нашли свое закрепление в следу­ющих конституционных принципах:

• обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и пра­восудия. Основные права являются непосредственно действу­ющим правом (ч. 3 ст. 1);

• верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение созда­ния чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);

• приоритет общепризнанных норм международного права, ко­торые являются составной частью федерального права и не­посредственно порождают права и обязанности для прожива­ющих на территории Федерации лиц (ст. 25).

Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на прак­тике. Констатация социального характера германского государ­ства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, кото­рое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Соци­альное государство должно гарантировать каждому граждани­ну прожиточный минимум. При этом германский конституцион­ный законодатель исходит из приоритета личной ответственнос­ти каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение опреде­ленных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Имен­но поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя от­

230