logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

одному из названных коллективов устанавливать или осуществ­лять в любой форме опеку по отношению к любому другому кол­лективу". Тем не менее в ряде областей позиции региона могут иметь доминирующий характер, особенно если учесть, что имен­но на уровне региона решаются вопросы предоставления финан­совых дотаций другим территориальным коллективам, входящим в состав региона.

Главным представительным органом региона является регио­нальный совет. Первоначально региональные советы избирались путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, вклю­чавшими в себя парламентариев от данного региона и представи­телей генеральных советов департаментов и муниципальных сове­тов коммун. С марта 1986 г. члены региональных советов избира­ются путем всеобщих и прямых выборов. Выборы проводятся по департаментам, число избираемых представителей пропорциональ­но количеству населения, но в любом случае от департамента избирается не менее трех представителей. Применяется пропор­циональная избирательная система. Каждый департамент обра­зует многомандатный округ. Преференциальное голосование, бло­кирование и панаширование запрещены. В распределении мест участвуют только те списки, которые набрали не менее 5% голо­сов избирателей. Применяется принцип наивысшей средней. Ман­дат члена регионального совета совместим не более чем с одним другим выборным мандатом — депутата, сенатора, муниципаль­ного советника, мэра и т. п. Региональный совет работает в сесси­онном порядке, его собрания должны проводиться не реже одно­го раза в квартал. В период между сессиями регионального совета его функции может частично осуществлять бюро, избираемое чле­нами совета и состоящее из председателя совета и его заместите­лей. Региональный совет вправе принимать обязательные реше­ния по всем вопросам, отнесенным к ведению региона.

Функции органа исполнительной власти осуществляет пред­седатель регионального совета. Это одна из важнейших новелл, осуществленных в ходе реформ по децентрализации во Франции. До 1982 г. эти функции осуществлял назначаемый из центра чи­новник — префект региона. В настоящее время префект, который именуется региональным комиссаром Республики, сохраняет толь­ко полномочие по контролю за законностью решения региональ­ного совета. Он может на этом основании опротестовать любое решение органов территориального самоуправления, но не пользу­ется правом их самостоятельной отмены. В случае несогласия с решением территориального коллектива он может обратиться в органы административной юстиции, которые и выносят путем применения судебной процедуры окончательное решение. Тем не менее влияние регионального префекта остается весьма значи­тельным. Прежде всего он выступает в качестве представителя центральной власти в регионе. В его ведении находятся админис­тративные службы, являющиеся представительством тех или иных