logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 6. Административно-территориальное деление

226

делении муниципального жилья, о пользовании земельными уча­стками в городах и ряд других. Однако по мнению французских специалистов в области конституционного и административного права, многие вопросы разграничения полномочий между цент­ром и местными органами до сих пор не урегулированы. В частно­сти, вызывает критику распределение между ними финансовых средств.

Территориальные самоуправляющиеся коллективы

Во Франции сейчас имеется три вида территориальных само­управляющихся коллективов. Это регион, департамент и коммуна.

Региональные территориальные коллективы. Вся террито­рия Франции делится в настоящее время на 20 регионов, каждый из которых является одновременно самоуправляющимся террито­риальным коллективом. Цели создания регионов и их статус опре­делены Законом от 2 марта 1982 г. В соответствии с этим законом главным назначением региона является обеспечение экономичес­кого, социального, культурного и научного развития, развитие здравоохранения и принятие необходимых мер по обустройству территорий и защите самобытности каждого региона. Практи­чески, именно регион становится той главной территориальной единицей, в рамках которой осуществляются важнейшие эконо­мические и социальные программы развития. Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы эко­номического и социального развития, а равно обустройства тер­ритории и развития инфраструктуры региона. Особенно важными полномочиями регион наделяется в таких сферах, как проблема занятости, профессиональной подготовки, жилищного строитель­ства, и некоторых других. Заботясь о развитии культуры, регион может создавать собственные художественные учебные заведе­ния, содержать региональные оркестры и театральные группы, оказывать помощь в проведении научных изысканий. Закон 1982 г. впервые разрешил французским территориальным коллективам в лице регионов вступать в отношения с аналогичными коллектива­ми соседних зарубежных государств.

Всю деятельность региона надлежит осуществлять в рамках соответствующего национального законодательства. Она не долж­на противоречить в целом политике Правительства, наносить ущерб ни государственному единству, ни территориальной целостности. С созданием регионов были уточнены и его взаимоотношения с территориальными коллективами двух других уровней. В частно­сти, обращает на себя внимание закрепленная в Законе недопус­тимость установления иерархических отношений подчинения между территориальными коллективами различного уровня. Закон 1983 г., относящийся к децентрализации, прямо подчеркивает, что пере­дача полномочий самоуправляющимся территориальным коллек­тивам в лице коммун, департаментов и регионов "не дает право

226