logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Президентская власть

182

состоит из Президента, Вице-президента, государственного сек­ретаря, министра обороны, некоторых руководителей ведомств военного профиля; на его заседания приглашаются начальник объединенной группы начальников штабов (это высшая военная должность в вооруженных силах США), директор Центрального разведывательного управления. Совет разрабатывает военные программы, координирует военную и внешнюю политику. Другие структурные подразделения ИАП: Служба Белого дома, Служба Вице-президента, Административно-бюджетное управление, Со­вет по качеству окружающей среды, Совет экономических кон­сультантов, Управление по науке и технике и др. — всего 14— 16 таких подразделений.

Исполнительные агентства (иногда именуются независи-административными, регулирующими, комиссиями). Не­которые из этих органов напоминают министерства (по числен­ности чиновников они даже превышают отдельные министер­ства), их руководители назначаются Президентом с одобрения Сената. Некоторые агентства при этом формально Президенту не подчиняются, а подотчетны Конгрессу. Общее их число до­ходит до 50.

К наиболее значительным агентствам относятся: Националь­ное управление трудовых отношений, Информационное агентство, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Национальное агентство по аэронавтике и космосу, Ко­миссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Ко­миссия гражданской авиации и др.

С независимыми агентствами в определенной степени схожи так называемые правительственные корпорации, управляющие крупными объектами, являющимися собственностью правитель­ства США. В их число входят: Управление долиной р. Теннесси (там расположен крупный гидротехнический комплекс), Комиссия Панамского канала, Управление железной дороги Аляски.

Государственная служба

Служащие органов исполнительной власти находятся на го­сударственной службе (гражданской, дипломатической). Они по­лучают соответствующие их должностям официальные ранги, пользуются правовыми и социальными гарантиями. Закон о ре­форме гражданской службы (1978 г.) закрепил принцип "системы заслуг", в соответствии с которым в определенном порядке предъявляются требования к чиновникам, происходит продвиже­ние по службе, осуществляется оплата труда и т. д. Это способ­ствует укреплению дисциплины в государственном аппарате, за­интересованному и ответственному отношению чиновников к сво­им обязанностям. Важную роль играет введенный Конгрессом кодекс этики правительственной службы, требующий от служащих пре­данности высшим моральным принципам и государству, поддер­

182