logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

здании Европейского Союза на референдум, используя постанов­ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор быгл одобрен незначи­тельным большинством голосов (51,05%). Соответственно в Кон­ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это­го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со­обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора и в силу договоров, которые их уч­реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол­номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде­нием в Европейский Союз, в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверените­та на основе закона, во Франции была принята иная формула: здесь речь идет не о передаче части суверенитета, а лишь о со­вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони­рования, и даже в определенной степени в международно-право­вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы государ­ственных институтов не претерпели радикальных изменений. Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети­лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав­торитета Правительства как коллегиального органа.

Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису­дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли­тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти­воречит концепции национального суверенитета, признанию на­рода в качестве единственного источника власти, осуществляю­щего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы­боров, так и опосредованно — через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис­ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на­селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразую­щей части конституционного права, по мере того как признава­лось, что не исключается возможность нарушения основных прав