logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права

ние в том, что в основных законах государства, да и в законода­тельстве в целом, в первую очередь закрепляются институты, непосредственно связанные с осуществлением публичной влас­ти. Вплоть до сегодняшнего дня конституционно-правовые тек­сты содержат главным образом положения, регулирующие по­рядок формирования и осуществления государственной власти. Значительно меньшее место занимают постановления, относя­щиеся к правам и свободам человека, постановления, которые четко, ясно и недвусмысленно гарантируют основные права и свободы человека.

Конечно, в какой-то мере в этом "повинна" сама теория есте­ственных прав, сыгравшая столь положительную роль в возник­новении и утверждении конституционной законности. Дело в том, что конституционно-правовая теория, восприняв постулат о есте­ственных правах и свободах, сочла, что их закрепление не явля­ется целью самого конституционного права как отрасли права, ибо такие основополагающие права и свободы существуют неза­висимо от того, записаны они в позитивном праве, сформулиро­ваны они в конституции или в ином законодательном тексте или нет. Один из выдающихся представителей британского конститу­ционного права А. Дайси, критикуя требование о закреплении в законе свободы слова, говорил, что в таком случае можно дойти до требования закрепления в законе права завязывать шнурки на ботинках. Либеральные конституции XIX века, как правило, не содержат развернутых постановлений, закрепляющих и прокла­мирующих основные права и свободы граждан, здесь не предус­мотрены какие-либо особые институты, посредством которых дол­жно обеспечиваться осуществление этих прав и свобод. Действует все тот же принцип естественности и неотчуждаемости этих прав и свобод, ограждения от вмешательства государства. А гарантом их осуществления должен выступать независимый, беспристраст­ный и справедливый суд. Нередко конституционные тексты со­здают впечатление того, что основополагающая идея о публич­ной власти, служащей человеку, уступала место саморегулиро­ванию самой публичной власти, детальной проработке ее структур, ее полномочий, компетенции и т. д.

Ситуация начинает радикально меняться лишь после второй мировой войны. На первый план отныне выходят проблемы не толь­ко гарантии и реализации естественных прав и свобод, под кото­рыми понимаются прежде всего личные права и свободы, но и проблема защиты социальных, экономических и культурных прав и интересов людей. Начинают вырисовываться новые подходы к самой проблематике конституционного права, и если еще в не­давнем прошлом его основное назначение виделось в регулирова­нии осуществления публичной власти, то отныне социальное на­значение конституционного права начинает трактоваться иначе. Соответственно уточняется и вопрос о предмете конституционно­го права.