logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление

244

Бремена и Гамбурга в большей мере проступают элементы колле­гиальности. Здесь сенат коллективно выполняет некоторые функ­ции главы государства (назначения чиновников, право помилова­ния). Кроме того, в Бремене и Гамбурге первый бургомистр и его заместитель избираются не городским собранием, а самим сена­том из своей среды.

Конституции германских земель формально устанавливают парламентскую ответственность правительств перед ландтагами. В большинстве земель (Бавария, Гессен, Бранденбург, Саксония и др.) ландтаги не могут вынести вотум недоверия отдельным ми­нистрам. В Берлине, Рейнланд-Пфальце, Сааре, Бремене и Гам­бурге ландтаг (городское собрание) может выразить недоверие как всему правительству (сенату), так и отдельным его членам. В ряде земель конституциями предусматривается конструктивный вотум недоверия. В новых землях (Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии, Северном Рейне—Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейне) вотум недоверия может быть вынесен только премьер-министру путем избрания нового главы правительства. В других землях (Ба­варии, Гессене, Рейнланд-Пфальце) после вынесения "обыкновен­ного" вотума недоверия правительству ландтаг должен утвердить состав нового правительства, в противном случае земельный пар­ламент распускается до истечения срока своих полномочий.

В. Органы местного управления и самоуправления

Основной закон не содержит подробных постановлений о ме­стном управлении и самоуправлении. Он указывает, что общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объеди­нения общин также обладают правом самоуправления. В округах и общинах должны создаваться представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Следу­ет отметить, что в округах и общинах правом избирать и быть избранным наделены также лица, имеющие гражданство одного из государств, входящих в Европейское сообщество (ч. 1 ст. 28).

Каждая земля самостоятельно определяет структуру и пол­номочия органов местного управления и самоуправления: в общих чертах — в земельных конституциях, а более подробно — в спе­циальных законах. Система местного управления и самоуправле­ния строится в соответствии с административно-территориальным делением земель. Большинство земель ФРГ (Бавария, Баден-Вюр-темберг, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Северный Рейн—Вестфалия) в административном отношении де­лятся на округа, уезды и общины; большая часть новых земель (Бранденбург, Мекленбург—Верхняя Померания, Саксония-Ан-хальт, Тюрингия), а также две небольшие западные земли (Саар, Шлезвиг-Гольштейн) — только на уезды и общины. Крупные го­рода приравниваются к уездам.

245 Глава 17. Основы конституционного права ФРГ

Города-земли Берлин, Бремен и Гамбург имеют свои особен­ности административного устройства. Берлин в административном отношении делится на районы, которые пользуются самоуправле­нием, но не обладают правами общин: они не принимают соб­ственный устав и не обладают финансовой самостоятельностью.

Бремен состоит из двух общин (Бремен и Бременхафен), яв­ляясь одновременно землей и объединением общин. Гамбург — одновременно земля и община, подразделяющаяся на городские районы.

Система местного управления создается округах. Она фор­мируется правительственными учреждениями земли, действует по их прямым указаниям и подчиняется им во всей своей дея­тельности.

Органом управления в округе является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли. При правительственном президенте образуется правительственный. президиум, который является не коллегиальным органом управ­ления, а аппаратом правительственного президента, т. е. груп­пой чиновников, ведающих отдельными административными воп­росами.

Правительственным президентам подчинены главы местной администрации в уездах — ландраты, или уездные директоры. Эти должностные лица вместе с создаваемыми при них управа­ми и дирекциями выступают как часть государственной (земель­ной) администрации на уровне уезда. Параллельно с ними в уез­дах существуют и органы местного самоуправления. Там образу­ются выборные органы, представляющие население уезда. Порядок формирования этих органов и их полномочия регламен­тируются положениями об уездах, которые принимаются в каж­дой земле.

Что касается общин, то согласно законодательству ФРГ об­щина является корпорацией публичного права, обладающей пра­вом самоуправления в местных делах. Сфера самоуправления оп­ределяется законами земель и охватывает в основном вопросы ком­мунального хозяйства. Земельные конституции обычно относят к компетенции общин следующие вопросы: управление общинным имуществом и общинными предприятиями; местный транспорт и дорожное строительство; коммунальные услуги; местная полиция и пожарная охрана; местные культурные учреждения; социальные учреждения (дома престарелых); спортивные учреждения (стади­оны, бассейны и т. п.) и др. Но какие именно задачи отдельные общины могут решать самостоятельно в конституциях детально не определено. Общинные власти функционируют и как исполни­тельные органы государства, и как самостоятельные политичес­кие органы, осуществляющие определенные самоуправленческие задачи.