logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Полномочия главы государства

112

право наложить вето на отдельные статьи и положения законо­проекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть пре­одолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обе­их палатах конгресса. В Норвегии отлагательное вето, принадле­жащее формально королю, может быть преодолено при помощи столь сложной процедуры, что превращает его почти в разновид­ность абсолютного. Фактически разновидностью абсолютного вето стало так называемое "карманное вето" президента, используе­мое в американской практике. Суть его состоит в том, что законо­проект, одобренный Конгрессом в последние десять дней до окон­чания сессии, не вступает в силу, если президент отказался его подписать, и не подлежит обязательному возвращению в Конгресс. Использование президентского вето на законы, принимаемые Кон­грессом, приняло столь частый характер, что вызвало вмешатель­ство Верховного суда, признавшего "карманное вето" антиконсти­туционной практикой. В то же время, поддерживая принцип сдер-жек и противовесов, Верховный суд признал антиконституционной практику принятия Конгрессом управленческих решений.

Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на зако­нодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответству­ющие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность.

В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-х годов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом в форме исполнительных приказов.

В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основа­ниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой дея­тельности.

Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.

Внешнеполитические полномочия

Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и сте­пень их реального осуществления зависят от сложившейся поли­тической практики, обычаев и традиций политической жизни. По­

112