logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

Высшие представительные (законодательные) органы

В любом демократическом государстве жизнедеятельность общества обеспечивается совокупностью государственных органов, именуемой государственным механизмом (аппаратом). Функциони­рование государственного аппарата в странах — участницах СНГ, как и в любом другом государстве, обеспечивается конкретными государственными органами, принадлежащими к определенной ветви власти. Главные, принципиальные основы формирования и деятельности государственного аппарата закрепляются в консти­туциях этих государств, а также в специальных законах, регла­ментирующих правовой статус высших и центральных органов го­сударственной власти. Вместе с тем необходимо заметить, что период становления государственного механизма данных государств еще не завершен. Конкретно это выражается в том, что далеко не во всех странах СНГ имеется подробно разработанная право­вая основа формирования и деятельности некоторых высших ор­ганов государственной власти, а также органов местного самоуп­равления.

К принципиальным основам построения и деятельности госу­дарственного аппарата в странах СНГ относятся конституцион­ные положения, в которых провозглашается разделение властей как один из основополагающих принципов осуществления государ­ственной власти. Этот основополагающий принцип заложен в орга­низацию и деятельность высших органов государства.

По форме правления государства — участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентс­кие республики и республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским респуб­ликам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекис­тан. Остальные государства Содружества, также условно, можно

322 Глава 23. Основы конституционного права стран СНГ

отнести к республикам со смешанной формой правления (полу­президентским).

Парламентаризм как один из наиболее демократических ин­ститутов представительства и защиты интересов как каждой от­дельной личности, так и всего общества в целом получил свое практическое и законодательное утверждение в союзных респуб­ликах Союза ССР только после его распада.

Новые высшие органы законодательной власти, отражая на­циональные особенности каждой конкретной страны, на практи­ке представляют различные общественные слои и объединения граждан, социальные и национальные группы населения этих стран. Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Респуб­лики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законо­дательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Тад­жикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Турк­менистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины,

Из перечисленных выше государств в вопросе организации высших представительных органов выделяется Туркменистан. Его особенность состоит в том, что в Туркменистане по Конституции образуются два высших представительных органа: Халк Маслаха-ты, как высший представительный орган народной власти Турк­менистана, и Меджлис (парламент), как законодательный орган Туркменистана. Согласно ст. 48 Конституции Туркменистана Халк Маслахаты состоит из избираемых народом по одному от каждого этрапа сроком на пять лет халк векиллери (делегатов), а также представителей трех ветвей власти: Президента республики, де­путатов Меджлиса, членов Кабинета министров, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, генерального прокурора, глав административно-территориальных образований среднего и низшего звена (глав администраций вела-ятов, арчыны (мэров муниципальных советов) шахеров, поселков). Халк векиллери выполняют свои обязанности безвозмездно на протяжении пяти лет — срока их полномочий.

Конституцией Туркменистана (ст. 50) к компетенции Халк Маслахаты отнесены следующие вопросы: принятие решений о целесообразности внесения поправок и дополнений в Конститу­цию; принятие решений о проведении референдумов; выработка рекомендаций об основных направлениях экономического, соци­ального, политического развития страны; принятие решений об изменении государственной границы и административно-террито­риального деления; ратификация и денонсация договоров о меж­государственных союзах и иных образованиях; объявление состо­яния войны и мира и другие.