logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура

126

британия, Канада, Финляндия, Норвегия) он таковым не призна­ется, и для его прохождения в парламенте установлена иная про­цедура. Так, в финляндской Эдускунте бюджет рассматривается только в одном чтении, не передается для обсуждения в большую комиссию, предложения депутатов по увеличению расходов дол­жны содержать указания на источники финансирования. Они рас­сматриваются как "условная часть бюджета". Президент Респуб­лики должен в течение двух месяцев решить вопрос об их подпи­сании. Неодобрение Президента парламент может преодолеть повторным голосованием. В Норвегии законопроекты рассматрива­ются в обеих частях Стортинга, а бюджет — на объединенном заседании, и решение должно быть принято не менее чем 2/3 депутатов.

Внесение проекта государственного бюджета является обя­занностью правительства (президента) даже в тех странах, где оно не наделено правом законодательной инициативы. Так, в США Президент официально получил право бюджетной инициативы в 1921 г. Проект государственного бюджета вносится в нижнюю па-дату, а после принятия ею передается в верхнюю. Но, как прави­ло, окончательное решение остается за нижней палатой.

Поскольку бюджет затрагивает все стороны деятельности го­сударства, то его обсуждение в парламенте превращается обыч­но в рассмотрение различных направлений деятельности испол­нительной власти, и отчет об исполнении бюджета является важ­ной формой контроля парламента за правительством и его администрацией.

Утверждение и опубликование закона

Принятый парламентом законопроект направляется на под­писание главе государства. В парламентарных монархиях и рес­публиках главы государств обладают правом вето в отношении принятых парламентами законов, но на практике это право по­чти не используют. Оно как бы остается резервным оружием в руках исполнительной власти. Что же касается президентских и полупрезидентских республик, то там президенты прибегают к праву вето достаточно часто, тем самым активно вмешиваясь в законодательный процесс.

Право вето может быть абсолютным, когда неподписанный главой государства законопроект считается непринятым. Обычно оно вводилось в монархических государствах. Относительное вето означает, что в случае отказа главы государства в подписании законопроекта он возвращается в парламент и может быть повторно им принят. В таких случаях вето главы государства преодолевает­ся по-разному. Так, в некоторых странах законопроект считается принятым, если при повторном обсуждении за него проголосова­ло не менее 2/3 присутствующих депутатов (при этом присут­ствовать должно не менее половины депутатов), а в Венгрии,

127 Глава 9. Парламенты зарубежных государств