logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Формирование правительства

Конституция и текущее законодательство, как правило, срав­нительно детально регулируют порядок формирования, состав и структуру правительства.

Можно выделить две главные наиболее распространенные модели преобладающей процедуры образования правительства. Одна — формирование правительства на парламентской основе исходя из расстановки сил в парламенте (нижней палате). Такая процедура характерна для парламентских монархий и республик. Другая модель — внепарламентский способ образования высше­го органа государственного управления. Он типичен для прези­дентских республик, стран с монократическими режимами и дуа­листических монархий.

Каждая из моделей имеет значительное число разновиднос­тей. В большинстве парламентских монархий и республик пре­мьер-министр формально назначается главой государства. Он формирует состав правительства и представляет его, а равно про­грамму правительственной деятельности, на утверждение парла­мента. Парламентская инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Ита­лия). Только после получения инвеституры производится оконча­тельное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если ка­кая-либо партия или блок партий располагает абсолютным боль­шинством депутатских мандатов на пост премьер-министра авто­матически назначается лидер победившей партии (коалиции). По­добная практика характерна для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряда других стран.

Сложнее обстоит дело, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте. В этом случае глава государства про­водит консультации с лидерами партий, представленных в парла­менте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы

131