logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституционное развитие

Испания прошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины 70-х годов XX столетия после­дним европейским государством с фашистским политическим ре­жимом. До этого периода примерно за полтора века в Испании было принято семь конституций различного содержания и на­правленности: 1812, 1831, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876 годов, от­ражавших серьезные изменения в социально-экономическом и политическом положении страны.

Со второй половины 70-х годов XX в. Испания вступила в период широких демократических преобразований, охватываю­щих все сферы общественно-политической, экономической и со­циальной жизни. Этот процесс начался после тридцатишестилет­ней диктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцев в гражданской войне. Сложность пе­рехода Испании к новой политической системе объяснялась се­рьезными пережитками франкизма в государственно-политичес­кой жизни, полным отсутствием каких-либо демократических институтов в это время. В период франкистской диктатуры ме­ханизм власти строился, прежде всего, с учетом принципов вож­дизма, полной централизации государственного управления, от­сутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности. Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко, обладав­ший неограниченными полномочиями главы испанского государ­ства и наделенный правом издания нормативных актов, имевших силу закона.

В полном подчинении каудильо (вождя) находилось и назна­чаемое им Правительство страны. Франко принадлежало право назначения министров и других высших должностных лиц Прави­тельства без согласования с каким-либо государственным органом. Являясь главой государства, Франко сохранил за собой пост гла­вы Правительства. Он непосредственно руководил деятельностью Правительства, определял основные направления внутренней и внешней политики, проводимой Правительством, председатель­ствовал на его заседаниях, смещал по своему усмотрению мини­стров.

Франко утверждал или возвращал для повторного обсужде­ния (имел право делать это многократно) законы, принятые Кор­тесами (парламентом). Законодательство наделяло каудильо пра­вом принятия актов, имеющих силу закона. Кроме того, большин­ство законопроектов исходило в порядке законодательной