logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Конституционный статус судей

164

форма участия населения в правосудии. Однако действующие кон­ституции в подавляющем большинстве придерживаются принци­па назначаемости (хотя и встречаются исключения, например, выборность судей в некоторых штатах США).

Акт назначения — это не "волюнтаристское" решение влас­тей, оно основано на серьезной, юридически регламентированной процедуре профессионального отбора, которому в свою очередь предшествует специальная профессиональная подготовка и стро­гие правила прохождения ступеней судейской карьеры. Конститу­ция Италии 1947 г. устанавливает, что "назначение судей произ­водится по конкурсу" (ст. 106). Конкурсной можно назвать с ого­ворками и систему, действующую во Франции. На заключительном этапе, если речь идет о назначении одного судьи, на утвержде­ние представляется список кандидатур, состоящий, как правило, по меньшей мере из трех лиц, а если замещаются два и более места, то в списке должно быть как минимум вдвое больше кан­дидатур, чем количество замещаемых должностей.

О том, какое значение придается акту назначения, свиде­тельствует тот факт, что во многих странах, например, в Авст­рии, Франции, этот акт отнесен к компетенции главы государства. В США федеральные судьи назначаются президентом с согласия сената. В некоторых странах право назначения судей сохранено за министром юстиции.

В процедуре назначения существенна роль Высших советов магистратуры и других органов судебного самоуправления. Кон­ституция Республики Польша 1997 г. устанавливает, что судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всеполь-ского Судебного Совета (ст. 179).

В итоге принцип назначаемости в большей мере обеспечива­ет профессионализм судебной деятельности, чем выборность, ибо избиратели в своем выборе не столь строго руководствуются про­фессиональными критериями, характеризующими кандидата. Кро­ме того, сам характер судебной деятельности таков, что опти­мальный срок ее едва ли может быть менее десяти лет. Выборные же должности по своей природе (в силу периодичности выборов) предполагают более короткие сроки нахождения на посту.

Под понятие "выборность судей" не подпадает предусмот­ренный конституциями ряда государств (прежде всего постсоциа­листических, образовавшихся вследствие распада СССР) поря­док, по которому судьи высших судов избираются парламентом по представлению главы государства. Такое избрание по суще­ству равнозначно назначению, только производится оно двумя ветвями власти совместно. Этому избранию-назначению также предшествуют отборочные процедуры.

Своеобразна норма Конституции Украины, которая предус­матривает (ст. 128), что "первое назначение на должность про­фессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Прези­дентом Украины, а все другие судьи... избираются Верховной Ра­

164 Глава 13. Конституционные основы судебной власти

дой Украины бессрочно". Эту редкую в конституционной практике норму следует, по всей вероятности, понимать так, что на пер­вые пять лет судья назначается, а затем избирается пожизненно. Очевидно, такое решение — компромисс в противостоянии Пре­зидента и парламента в процессе принятия Конституции.

В конституциях и законодательных нормах о правовом стату­се судей чаще всего не указывается, на какой срок производится назначение1. В сочетании с принципом несменяемости такая фор­мула понимается как бессрочное или пожизненное назначение. Однако "пожизненность" не следует понимать буквально. Как пра­вило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по дос­тижении определенного возрастного предела. Ее может прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуще­ствлять судебную деятельность, а также совершение преступле­ния или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нару­шение этических и моральных норм.

Известна формула американской Конституции, согласно ко­торой судьи как Верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение безупречно. Основ­ной закон ФРГ в качестве одного из оснований увольнения судьи в отставку называет нарушения главных конституционных поло­жений федерации или земли, и в этом случае вопрос решает Фе­деральный конституционный суд по предложению Бундестага. Однако новейшие конституции ограничиваются преимуществен­но общим положением о том, что судьи не могут быть отстране­ны от должности, уволены в отставку или на пенсию кроме как в случаях и при соблюдении гарантий, предусмотренных законом (например, ст. 117 Конституции Испании).

В соответствии с принципом несменяемости, подтвержден­ным всеми действующими конституциями, лицо, назначенное на судебную должность, нельзя без его согласия не только отстра­нить или уволить (за исключением перечисленных оснований), но и перевести на другую должность, ни на более низкую, ни на более высокую. Этот принцип практически означает невозмож­ность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку.

Несменяемость — важнейший фактор, обеспечивающий не­зависимость судьи. Характерно, что Конституция Франции 1958 г., раздел которой о судебной власти более лаконичен, чем соответ­ствующие разделы конституций других стран, не сказав практи­чески ничего об основах правосудия, тем не менее отметила этот принцип краткой формулой: "Судьи несменяемы".

1 Реже встречается назначение на определенный срок, как правило на 10 лет (Япония, Грузия), или сначала на определенный срок, а уже за­тем бессрочно (Украина, Молдова).