logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 3. Конституции зарубежных стран

Постановление такого суда о неконституционности право­вого акта или отдельной его нормы означает их отмену с мо­мента решения конституционного суда или установленного им срока.

Как правило, специальные органы конституционного контро­ля рассматривают не только запросы о конституционности нор­мативных актов и международных договоров. В их компетенции находится и ряд других дел. Например, Федеральный конститу­ционный суд Германии правомочен также решать вопросы толко­вания конституции, соответствия права земли федеральному за­кону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу на­рушения законом прав на самоуправление, проверяет конститу­ционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента Республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламен­та, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конститу­ционный строй Германии.

В некоторых странах создаются несудебные органы консти­туционного надзора. Конституционный совет Франции состоит из 9 советников, назначаемых Президентом Республики и председа­телями обеих палат Парламента (по 3 члена). Кроме того, в его состав входят бывшие президенты Республики. Проверка консти­туционности органических законов в отличие от конституционных судов осуществляется здесь до их промульгации Президентом, а регламентов палат — до их применения. В случае признания акта неконституционным он не может быть подписан Президентом. По­мимо этого в компетенцию Конституционного совета входит про­верка правильности избрания Президента Республики, депутатов и сенаторов, проведения референдума (в случае, если результаты выборов или референдума оспариваются).

Существуют два вида конституционного контроля: предвари­тельный и последующий. Предварительный осуществляется либо до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но до подписания главой государств. В обоих случаях контроль явля­ется как бы одной из стадий законодательного процесса. Но если в первом — заключение органа, осуществляющего контроль, не но­сит для парламента обязательного характера, во втором — при­знается обязательным (как во Франции).

Последующий конституционный контроль представляет со­бой проверку уже вступивших в законную силу нормативных ак­тов на предмет их конституционности. Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то формально нормативный акт, при­знанный неконституционным, не отменяется, но в судах при рас­смотрении конкретных дел он не применяется. Специальные же