logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль

122

В некоторых странах для договоров, затрагивающих терри­ториальную целостность государства, требуется помимо решения парламента проведение плебисцита (Исландия).

Внешнеполитическая деятельность правительства формаль­но является предметом обсуждения в парламенте. Но в действи­тельности до сведения парламента чаще всего доводятся лишь общие принципы правительственной политики. В большинстве стран парламент не имеет действенных рычагов для оказания вли­яния на формирование внешней политики. Роль представительно­го органа заключается в основном "в одобрении и подтверждении" деятельности правительства, а не в ее направлении.

Однако такое положение характерно не для всех государств. К числу стран, где имеются действенные формы воздействия на внешнюю политику, относятся Скандинавские страны. Наряду с проведением общих дискуссий в парламентах по этим вопросам они создали специальные органы контроля за внешней политикой правительств. Так, в Швеции это — специальный Внешнеполити­ческий комитет, состоящий из депутатов и номинально возглав­ляемый королем. С данным органом правительство консультиру­ется предварительно по всем наиболее важным внешнеполити­ческим вопросам. Оно постоянно информирует комитет о всех своих шагах в указанной области.

Судебные функции

Полномочиями судебных органов парламенты обычно не на­деляются. Исключение составляет Палата лордов британского Парламента, которая в первой инстанции (в составе судебных лор­дов) рассматривает дела о преступлениях, совершенных пэрами, и может выступать в качестве апелляционной инстанции.

В большинстве же государств парламенты наделены правом привлекать президентов, членов правительства, а иногда и дру­гих высших должностных лиц государства к судебной ответствен­ности за совершенные ими преступления. Такая процедура полу­чила наименование "импичмента".

Процедура импичмента в разных странах различна. В одной группе стран возбуждение дела осуществляется нижней палатой, а для его рассмотрения верхняя палата преобразуется в судебную коллегию (США, Великобритания, Бразилия). В США вынесенный Сенатом приговор может заключаться только в отстранении от дол­жности. В ряде других стран решение о возбуждении преследова­ния принимается либо парламентом в целом (Франция, Италия, Польша, Япония), либо только нижней палатой (Испания), либо любой из палат (ФРГ, Индия). Рассмотрение дела осуществляется специальным судом (Франция, Япония, Норвегия, Дания, Греция), конституционным судом (ФРГ, Италия), высшим судебным орга­ном государства (Испания, Швеция) либо специальным трибуна­лом, созданным из депутатов парламента (Венгрия).

122 Глава 9. Парламенты зарубежных государств

Парламентский контроль

Парламентский контроль и разнообразие его форм связаны с местом парламента в системе государственных органов, с формой правления. Поэтому степень его эффективности неодинакова в разных странах и на разных этапах их развития. Тенденция к су­жению прав парламентов отразилась и на сокращении использо­вания существующих форм контроля.

Конституционная практика знает следующие формы конт­роля парламента за деятельностью исполнительной власти: обсуж­дение основных направлений правительственной политики, бюд­жета и отчета о его выполнении, парламентские запросы, конт­рольная деятельность постоянных комиссий и специальных расследовательских комиссий, а также других специальных орга­нов парламента и особых должностных лиц, назначаемых парла­ментом или его палатами, выражение недоверия правительству или отдельным министрам.

Как правило, после созыва нового состава парламента или открытия очередной сессии по правительственному заявлению (по­сланию главы государства) на пленарном заседании парламента развертывается широкая дискуссия, в ходе которой депутаты дают оценку всей правительственной политике или отдельным ее ас­пектам. Однако большая или меньшая степень воздействия на пра­вительство выступлений депутатов зависит от того, пользуется ли оно поддержкой парламентского большинства или нет.

Особой разновидностью контроля считается институт депу­татского запроса, который адресуется правительству в целом или отдельным министрам. Порядок внесения запросов и их рассмот­рения установлен в регламентах парламентов. Они имеют две фор­мы: устный или письменный вопрос и интерпелляция. Действен­ной формой является интерпелляция, хотя в некоторых странах она и не применяется (Франция, Великобритания).

Как правило, интерпелляции используются в нижней пала­те, поскольку их обсуждение может привести к выражению недо­верия правительству. В регламентах довольно детально регламен­тируются все стадии прохождения интерпелляции: порядок ее внесения, ознакомление палаты с ней, передача правительству или соответствующему министру, установление времени ответа на нее, ознакомление депутатов с ответом, проведение дискуссии по ответу и порядок постановки вопроса о доверии правительству

В странах с парламентарной формой правления возможность применения импичмента имела значение в период, когда прави­тельство не несло политической ответственности перед парламен­том. С введением такой ответственности импичмент практически не применяется. В президентских же республиках он может ис­пользоваться как весьма эффективное средство, что видно на примере США.