logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 14. Основы конституционного права сша

цепция самоуправления, которая основывается на признании са­мостоятельности избранных населением органов управления в пре­делах своей компетенции. Компетенция эта достаточно широка и включает весьма важные для населения вопросы жизнеобеспече­ния (благоустройство городов и поселков, организация школ и боль­ниц, охрана окружающей среды, обеспечение коммунальными услугами, строительство местных дорог и пр.). Органы местного самоуправления обладают значительными финансовыми средства­ми, получаемыми из собственных источников, от правительств штатов и федерального правительства. Местное самоуправление справедливо рассматривается в США как важный элемент демок­ратии и свободного гражданского общества. Оно не исключает тес­ного сотрудничества с администрацией штата, особенно в области управления полицией, образованием, здравоохранением, санитар­ным контролем и пр. Нередко администрация штатов прямо конт­ролирует органы местного самоуправления, чему способствуют партийные механизмы и финансовые дотации из бюджета штата.

Графства

Это основные административно-территориальные единицы, на которые делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута). В стране насчитывается более трех тысяч графств, но размер их территорий и численность населения различны. Так, в штате Те­хас насчитывается 254 графства, в штате Миссури — 114, в шта­тах Нью-Йорк и Калифорния — 57, в штатах Делавэр и Гавайи — по 3. Если в крупных графствах (в штатах Калифорния, Илли­нойс) проживает по 6—7 миллионов жителей, то в мелких порой всего 1 тыс. жителей.

Системы самоуправления в графствах определяются консти­туциями и законами штатов. Существует две основные формы со­ветов графств: совет комиссионеров и совет контролеров. Первая предусматривает избрание населением 3—5 членов Совета, кото­рые руководят всей практической работой по конкретным направ­лениям. Вторая предусматривает представительство в совете вы­борных должностных лиц муниципальных образований, входящих в графство (число таких представителей может доходить до 100). Обычно у советов нет постоянного председателя и они собираются на свои заседания не чаще одного раза в месяц. Совет вправе вводить местные налоги и сборы, принимать и контролировать бюджет, следить за организацией и проведением выборов и др. При советах создается аппарат чиновников, который и осуществ­ляет реальное управление в графстве. Во многих графствах от­дельно избираются шериф (начальник полиции и судебный испол­нитель), прокурор, суперинтендант школ, казначей и другие, ко­торые часто независимы от совета.

Аппарат управления возглавляет администратор, который назначается советом или избирается населением. Это должност­