logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система высших органов государственной власти

295

которых относятся положения или временные положения. Широ­ко распространена также практика принятия совместных реше­ний ЦК КПК и Госсовета.

Госсовет может заседать или в полном составе, проводя пле­нарные заседания, или в составе Постоянного бюро (комитета), в который входят премьер, заместители премьера, члены Госсовета и начальник Секретариата (ответственный секретарь).

При Госсовете функционируют непосредственно ему подчи­ненные центральные ведомства, канцелярии и другие подведом­ственные Госсовету учреждения. В настоящее время в системе Госсовета, кроме Секретариата, Народного банка Китая, Реви­зионного управления, функционируют ряд министерств и госко­митетов: министерство внешней торговли и внешнеэкономическо­го сотрудничества, внутренней торговли, водного хозяйства, гео­логии и материальных ресурсов, государственной безопасности, гражданской администрации, железных дорог, здравоохранения, иностранных дел, кадров, коммуникаций, контроля, культуры, лесного хозяйства, машиностроительной промышленности, метал­лургической промышленности, общественной безопасности, обо­роны, радиовещания, кинематографии и телевидения, сйязи, сель­ского хозяйства, строительства, труда, угольной промышленнос­ти, финансов, химической промышленности, электронной промышленности, электроэнергетической промышленности, юсти­ции, а также государственные комитеты: плановый, по экономи­ке и торговле, по реформе экономической системы, по образова­нию, по науке и технике, по оборонной науке, технике и про­мышленности, по делам национальностей, по физической культуре и спорту, по планированию рождаемости.

В настоящее время происходит серьезная структурная пе­рестройка центральных органов государственного управления КНР и всей административно-управленческой системы в целях обес­печения свободного развития производительных сил и создания системы социалистической рыночной экономики. Были сохране­ны и преобразованы крупные комплексные межотраслевые хо­зяйственные подразделения (например, министерство финансов), при этом акцент в их деятельности был перенесен на макроэко­номическое управление. Подверглись серьезной реорганизации специализированные хозяйственные подразделения, при этом многие министерства были преобразованы в различные хозяй­ственные организации с утратой ими правительственных функ­ций или же в генеральные общенациональные объединения, под­чиненные Госсовету с сохранением ими функций отраслевого управления. Существенным образом была изменена их структу­ра, внутренние подразделения и штаты. Одновременно с этим в составе Госсовета были сохранены или вновь созданы структу­ры, в функции которых входит регулирование и контроль на макроуровне, а также подразделения, в ведении которых нахо­дятся базовые отрасли и новые технологии, например министер­

295