logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Государственные органы Федерации 307

Судебная система и конституционный контроль

В Индии, в отличие от других федеративных государств, существует единая, строго централизованная судебная система, призванная служить укреплению единства страны и единообраз­ному применению законодательства на всей ее территории. Низ­шей ступенью судебной иерархии являются суды панчаятов, рас­сматривающие менее значительные гражданские и уголовные дела. Далее, по мере принятия к своему рассмотрению более сложных категорий дел, идут суды мунсифов, "судьи-индусы", дополни­тельные и окружные судьи.

Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд штата, выступающий как в качестве суда первой инстанции, так и в качестве апелляционного суда. Свой высший суд могут иметь и союзные территории.

Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии (что не характерно для федеративной системы) является Верховный суд, который состоит из обыгчно старшего по возрас­

22 право зарубежных стран

часть работы Кабинета осуществляется через создаваемые внут­ри него специализированные комитеты: по политическим вопро­сам, обороне, бюджету, законодательству, экономической поли­тике и интеграции, занятости, парламентским делам, новым на­значениям и т. д.

Весьма существенную роль в деятельности правительства иг­рает секретариат, т. е. аппарат советников и помощников при гла­ве правительства.

Руководители менее важных ведомств, не являющиеся чле­нами Кабинета, имеют ранг государственных министров. Мини­стры, не имеющие закрепленных за ними министерств и выпол­няющие отдельные важные поручения, называются министрами без портфеля. Они могут быть членами Кабинета. В Совет мини­стров входят также заместители министров. Министерства кон­тактируют с Парламентом через министров-парламентариев или парламентских секретарей.

Конституция не определяет конкретные функции и полномо­чия правительства, но из обязанности президента следовать сове­там последнего (ч. 1 ст. 74) вытекает, что почти все полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются Советом министров. Следовательно, исполнительная власть, фор­мально закрепленная за президентом, на деле осуществляется правительством. Почти всеми основными полномочиями президен­та на практике пользуется Кабинет. Будучи сравнительно узким, оперативным и постоянно работающим органом, Кабинет во гла­ве с премьер-министром на деле осуществляет управление стра­ной. Правительство Индии, таким образом, превратилось в глав­ный источник законодательной инициативы и оказывает опреде­ляющее влияние на весь законодательный процесс.

308