logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Административно-территориальное деление

269

ных ведомств за деятельностью органов местного самоуправле­ния. Между центральными и местными властями нередко возни­кают напряженные отношения, что связано с желанием центра ограничить самостоятельность муниципий. В первую очередь это проявляется в финансовом контроле, поскольку в Японии более 70% налогов идет в государственный бюджет и лишь 30% — в местные. К тому же такие учреждения, как больницы, школы, полиция, контролируются центральными министерствами и уп-. равлениями.

С конца 70-х годов в Японии идет обсуждение необходимости административной реформы, в том числе повышения роли регио­нов. В 80-х годах в ходе местной административной реформы был сокращен перечень работ, выполняемых органами местного само­управления по поручению правительственных ведомств, упроще­ны и усовершенствованы структура и аппарат местной админист­рации. С июля 1992 г. действует система "пилотных органов мест­ного самоуправления", заключающаяся в расширении прав городов с населением более 200 тыс. человек. В июне 1993 г. обе палаты Парламента приняли резолюцию о расширении полномочий мест­ной власти, потребовав от правительства решительных мер, на­чиная с разработки необходимых законов. В рамках работы над проведением административной реформы Комитет по изучению системы местной власти предложил пятилетнюю схему процесса децентрализации. В начале 1994 г. был создан Комитет продвиже­ния реформы (состоящий из семи членов, назначаемых премьер-министром с согласия Парламента из числа авторитетных лиц), наделенный правом давать рекомендации и инспектировать рабо­ты по проведению децентрализации, а в декабре 1994 г. прави­тельство утвердило "основные направления реформы местного самоуправления". В феврале 1995 г. правительство внесло на рас­смотрение Парламента Закон о децентрализации и в мае 1995 г. этот Закон был принят. Признавая необходимость расширения прав органов местного самоуправления, Закон содержит расплывчатую трактовку некоторых важных положений. Так, в компетенцию цен­тра входят "дела, относящиеся к существованию государства", и "дела, подлежащие решению в национальном масштабе", а орга­нам местного самоуправления отводится широкая роль в самосто­ятельном и комплексном осуществлении политики на местах". Со­гласно Закону, работа по проведению децентрализации должна быть завершена в течение пяти лет в первую очередь путем вне­сения изменений в существующие законы, касающиеся вопросов местного самоуправления.