logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Полномочия правительства в зарубежных странах

136

В парламентарных монархиях и республиках правительство обладает обычно правом созыва чрезвычайных сессий и досрочно­го роспуска парламента (нижней палаты).

Внешнеполитические полномочия

Полномочия правительства в сфере внешних сношений трак­туются как производные от функций общеполитического руковод­ства. Лишь в немногих странах конституции специально оговари­вают полномочия правительства в этой области. Такова, напри­мер, Конституция Японии, относящая к компетенции правительства "руководство внешней политикой" (ст. 73). Схожее положение имеется в Конституции Испании (ст. 97). Чаще встречаются поста­новления, закрепляющие право ведения внешних сношений за главой государства.

Дискреционный характер внешнеполитических полномочий правительства очень широк. Правовая регламентация этой сферы деятельности нередко отсутствует. Такое положение обосновыва­ется и оправдывается конституционно-правовой доктриной, исполь­зующей концепцию внешнего суверенитета и внешней власти. Со­гласно первой концепции, сформулированной в решениях Верхов­ного суда США, внешнеполитические полномочия федерального правительства являются производными от особой природы внеш­него суверенитета и осуществляются независимо от того, закреп­лены они в конституции или нет. Вторая концепция, которая про­исходит из особой природы внешней власти, обосновывает свободу самостоятельного принятия решений правительства при проведе­нии внешней политики. Это оправдывается особыми условиями ее осуществления и предполагает минимальную гласность и лимити-рованность парламентского контроля.

К числу юридически закрепленных полномочий правитель­ства в сфере внешних сношений относятся определение их об­щих целей, путей и средств реализации, а также дача указаний и директив, проводимых в жизнь дипломатическим аппаратом. Пра­вительство дает указание о проведении международных перего­воров, в большинстве стран не испрашивая предварительного согласия парламента. (В какой-то мере исключение из этого пра­вила есть в Конституции Испании и конституциях некоторых дру­гих государств.) Глава правительства или иной носитель исполни­тельной власти вправе вести переговоры и подписывать междуна­родные договоры в силу занимаемой должности без наличия специальных полномочий.

Правительство участвует в ратификационном процессе, об­ладая обычно исключительным правом внесения в парламент за­конопроекта о ратификации. Во многих странах (исключение — США) внесение поправок и оговорок в правительственный законо­проект запрещено. Международные договоры и правительствен­

137