logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 7. Избирательное право и избирательные системы

же выдвинут всего один кандидат, голосование не проводится, и данный кандидат провозглашается победителем без проведения выборов. Насколько эта разновидность мажоритарной системы ис­кажает истинные настроения избирателей, можно проиллюстри­ровать следующим примером. Предположим, в избирательном ок­руге проводятся выборы по системе одноименного голосования, за одно депутатское место борются 4 политические партии (в ок­руге — 200 тысяч избирателей). Кандидат партии А получил 70 тысяч голосов, партии Б — 60 тысяч голосов, партии В — 50 тысяч, партии Г — 20 тысяч. Побеждает кандидат партии А, он получил голосов больше, чем любой другой кандидат в отдельнос­ти, хотя абсолютное большинство избирателей (130 тысяч) прого­лосовало за других кандидатов, т. е. против него. Совершенно оче­видно, что в условиях действия этой системы победитель выра­жает волю меньшинства избирателей данного округа. Голоса, отданные кандидатам других политических партий, фактически пропадают. Если избирательное законодательство разрешает бло­кирование партий и выставление единого кандидата, то в данном списке партия Б (60 тысяч) может сблокироваться с партией Г (20 тысяч) и, выставив единого кандидата, завоевать депутатский мандат относительным большинством в 80 тысяч голосов избира­телей, и тогда кандидат партии А (70 тысяч), набравший голосов больше, чем три другие политические партии в отдельности, де­путатского мандата не получит. При мажоритарной системе отно­сительного большинства выборы могут проводиться и списком, когда от округа избирается несколько депутатов (плюрономиналь-ная система). При такой системе политические партии нацелены на то, чтобы победить в большинстве избирательных округов, хотя бы даже с минимальным преимуществом, получив все мандаты по данному избирательному округу.

Имеются и некоторые другие разновидности мажоритарной системы, в частности, мажоритарная система квалифицирован­ного большинства. Избирательский закон при этом предусматри­вает, что для избрания кандидат должен собрать значительно больше половины голосов избирателей. Но избирательная практи­ка ряда стран показывает, что при действии любых разновиднос­тей мажоритарной системы число депутатских мест не соответ­ствует количеству голосующих избирателей, а сама мажоритар­ная система не всегда является результативной и адекватно отражающей волеизъявление избирательного корпуса.

Более точно соотношение политических сил во время выбо­ров отражает пропорциональная система. Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп­равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя­ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ­ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу­лярностью среди избирателей.