logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 3. Конституции зарубежных стран

результате стихийного развития экономики при отсутствии ее государственного регулирования и ударили прежде-всего по мало­обеспеченным слоям населения.

Усложнившаяся социально-политическая обстановка во мно­гих странах дополнялась сложной международной обстановкой, борьбой крупнейших государств за передел колониальных владе­ний, приведших к первой мировой войне.

Все это вызвало к жизни необходимость серьезных консти­туционных реформ, которые отразили неоднозначные процессы, происходящие в различных странах: в одних государствах это привело к внесению в конституции существенных изменений, в других — к принятию новых конституций.

В целом в большинстве конституций нашел отражение про­цесс демократизации политической жизни. Во многих государствах женщины были уравнены в политических правах с мужчинами, как правило, снижался возрастной и имущественный ценз в изби­рательном праве (в некоторых странах дискриминационные цен­зы вообще были отменены), расширялся круг других политичес­ких прав граждан.

Тем не менее в конституционном развитии можно отметить четыре наиболее четко проявившиеся тенденции.

В конституциях, закреплявших в XX столетии дуалисти­ческую монархию, дуализм власти постепенно начинает усту­пать место парламентарной форме правления. Однако чаще всего победа отдельных принципов парламентаризма, прежде всего формирование правительств на основе соотношения партий­ных сил в парламенте, не находила отражения в конституцион­ном тексте. Этот принцип стал осуществляться на основе консти­туционных соглашений, прочно внедряться в конституционную практику. Но ответственность правительства перед парламентом еще долго не находила закрепления в основных законах данной группы стран. Шаг за шагом в конституции стали включаться нормы, направленные на расширение прав парламента за счет исполнительной власти. И все же, как правило, это означало лишь первый этап в преобразовании дуалистических монархий в парламентарные.

В ряде стран, где в XIX в. конституции закрепили парла­ментарную форму правления, нежелание правых сил (которые одержали верх в политической борьбе) допустить к участию в ре­шении государственных дел другие слои населения привело к от­ходу от указанной модели, к усилению исполнительной власти за счет прав парламента. К тому же усложнение государственных задач способствовало постоянному расширению управленческого аппарата. Этот процесс также не получил отражения в конститу­циях, он осуществлялся на практике. Но его отметили многие видные ученые-государствоведы, которые заговорили о кризисе парламентаризма. При этом провозглашенный, а также закреп­ленный в ряде конституций принцип разделения властей стал ис­