logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 3. Конституции зарубежных стран

борьбы, что она устанавливается господствующим классом после выигранного сражения, что она отражает соотношение сил в клас­совой борьбе.

Действительно, если провести анализ конституций, приня­тых в конце XVIII — начале XIX столетия, то видно, что в них довольно четко зафиксирован результат классовой борьбы: отра­жается либо полная победа буржуазии, либо политический комп­ромисс между буржуазией и дворянством. Примером первого была Конституция США 1787 г. и Конституция Французской Республи­ки 1791 г., которые отстранили дворянство от участия в управле­нии государством. Примером второго являются конституционные акты Великобритании, компромиссный характер которых проявил­ся, в частности, в структуре Парламента. Его нижняя палата — Палата общин призвана была отражать интересы вышедшей на политическую арену буржуазии, а верхняя — Палата лордов — интересы еще сохранившего свое влияние дворянства. Но и в тех и в других странах к участию в политической жизни были допу­щены лишь состоятельные слои населения.

По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них все более явно стали находить отражение интересы различ­ных слоев общества. Конституции все больше стали служить це­лям достижения социального мира. Но все же при принятии кон­ституции в соответствующей стране в ней в большей степени учи­тываются интересы той части общества, которая занимает в нем лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает ре­альное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент ее принятия.

Сказанное можно проиллюстрировать на примере IV и V Французских Республик. Поражение фашизма, высокий рейтинг в политической жизни движения Сопротивления нацизму, резкое падение влияния крупной компрадорской буржуазии привели к усилению позиций левых сил, которые оказали существенное вли­яние на содержание Конституции, принятой в 1946 г. и носящей демократический характер. Она закрепила пропорциональную из­бирательную систему, усилила положение Парламента, в первую очередь ее нижней палаты — Национального собрания, а также представительных органов местного самоуправления, ослабила контроль за ними центра, установила большую зависимость от Национального собрания исполнительной власти и Президента, провозгласила широкий круг демократических прав и свобод, в том числе социальных.

После восстановления утраченных позиций правые силы, воспользовавшись нестабильностью социального и политического положения Франции, неудачными для нее войнами в Индокитае и Алжире, а также рядом других обстоятельств и используя авто­ритет генерала Де Голля, добились сначала замены пропорцио­