logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Полномочия высших органов государства

154

К группе полномочий парламента в области внешней поли­тики в рамках законодательной функции можно отнести учас­тие высшего представительного органа в законодательном офор­млении ратификации и денонсации международных договоров. Это участие носит далеко не императивный характер, так как согла­сие парламента на ратификацию требуется не во всех странах и не для всех видов договоров, заключаемых государством.

В конституционном законодательстве зарубежных стран со­держится указание на те виды договоров, в ратификации кото­рых участвует парламент (ч. 2 ст. 59 Основного закона ФРГ, ст. 80 Конституции Италии, ч. 1 ст. 50 Конституции Австрии). К такого рода договорам относятся те, которые либо изменяют кон­ституцию или другой закон, либо накладывают финансовые обя­зательства, либо изменяют государственную границу. В США конституционное законодательство и основанное на нем судопро­изводство может включать самый широкий перечень междуна­родных договоров, исходя из общего характера законодательных полномочий Конгресса (разд. 3 ст. 1 Конституции), а также ис­пользования общего термина "международный договор" без его детализации в разд. 2 ст. II Конституции (цит. выше). В отличие от США Конституция Франции содержит перечень договоров, кото­рые требуют обязательного участия парламента в их ратифика­ции. В ст. 53 разд. VI "О международных договорах и соглашениях" сказано: "Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, догово­ры, налагающие обязательства на государственные финансы, из­меняющие положения законодательства, относящиеся к положе­нию личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона... " Ратификация международного договора в силу закона означает, что президент может ратифицировать его лишь после принятия парламентом закона, разрешающего ему это. В Испании для заключения некоторых видов международных договоров необ­ходимо получить предварительное согласие Генеральных кортесов (парламента) страны. Это, в частности, договоры политического характера; договоры или соглашения военного характера; догово­ры или соглашения, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности граждан; догово­ры и соглашения, накладывающие финансовые обязательства на государство; договоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятие мер законодатель­ного характера для их исполнения (ч. 1 ст. 94 Конституции Испа­нии).

В конституциях некоторых европейских стран (Испании, Гре­ции) имеются статьи, предусматривающие особый режим для зак­лючения договоров, ограничивающих государственный суверени­тет. Эти статьи предусматривают повышенную квоту голосов де­путатов для одобрения таких договоров в парламенте.

155