logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Политические партии

234

партии, которые направляют свою активность на подрыв демок­ратического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической политической сис­темы. Федеральный конституционный суд дважды запрещал по­литические партии, которые выступали против конституционно­го строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. — неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), вто­рой, в 1956 г., после почти четырехлетнего разбирательства, — Коммунистическую партию Германии (КПГ). Общественность ФРГ выражает, тем не менее, сильное сомнение в эффективности кон­ституционных положений о запрете антидемократических партий. Указывалось, в частности, на то, что скрытая враждебность к демократической системе может быть не менее опасной, чем от­крытая, но она сильно затруднит судебное преследование. Поэто­му стабильность и демократизм германской политической систе­мы, устойчивость конституционного порядка зависят не от статьи о запрете в Основном законе, а прежде всего от того, смогут ли ведущие политические партии достигнуть согласия по вопросу об основных ценностях демократического порядка и внедрить эти ценности в сознание народа.

В ФРГ существует практика финансирования политических партий за счет государственных средств. Установлен подушный сбор в размере 5 марок (на 1997 г.), который взимается со всех имеющих право голоса граждан, а не только с реальных избира­телей отдельных партий. Этот сбор взимается не только при вы­борах в Бундестаг, но и при выборах в ландтаги и в европейские организации. Эти средства идут на возмещение партиям их расхо­дов на избирательную кампанию. Конституционный суд ФРГ зап­ретил использовать эти средства на иные цели. Закон о партиях обязал политические партии представлять отчет о происхожде­нии своих финансовых средств. Он ежегодно направляется пред­седателю германского Бундестага и публикуется им, что дает воз­можность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования.

Внутренняя структура партий также должна следовать пред­писаниям Основного закона. Статья 21 устанавливает, что внут­ренняя структура партий должна соответствовать демократичес­ким принципам. Развитие этих положений содержится в Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейс­кие суды, которые не должны иметь в своем составе членов прав­ления или функционеров этих партий.

Согласно конституции партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление. В законе о парти­ях содержатся некоторые уточняющие положения: партия долж­на иметь четкое наименование, не повторяющее наименование

235