logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 22. Основы конституционного права Индии

неторговые связи, банковское дело, денежное обращение, же­лезнодорожные, воздушные и водные сообщения, торговля меж­ду штатами и др. Всего в этом перечне насчитывается 100 пунк­тов. Согласно ст. 248 Конституции, к сфере исключительного за­конодательства Союза относятся также и все вопросы, которые не вошли ни в один из перечней упомянутого приложения.

Перечень совпадающего законодательства содержит вопро­сы, по которым могут осуществлять законодательную деятель­ность как Федерация, так и ее субъекты (при отсутствии соответ­ствующего закона Федерации или в случае одобрения президен­том). В этот перечень входит 48 вопросов, в числе которых уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, проф­союзное законодательства и т. д.

Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов. Он состоит из 62 вопросов, таких, как: охрана обществен­ного порядка, полиция, тюрьмы, некоторые стороны организа­ции судов, местное самоуправление, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и т. д. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный парламент, по решению Совета штатов, при­нятому квалифицированным большинством в 2/3, может законо­дательствовать по любому из вопросов, входящих в исключитель­ную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны. Следовательно, несмотря на наличие этих трех перечней, центральные власти могут на практике издавать законы по любым вопросам независимо от того, к компетенции каких органов они формально отнесены.

Все штаты, кроме Джамму и Кашмира, обладающего соб­ственной конституцией и гражданством, имеют единый право­вой статус в Союзе, определяемый приложением VII, ст. 370 и другими положениями Конституции Индии. Установлено единое федеральное гражданство.

Судебные и административные органы всех штатов и Феде­рации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории шта­тов, кроме Джамму и Кашмира, где необходимо согласие их выс­ших законодательных органов, могут быть изменены без согласия штатов. Кроме того, с согласия центрального правительства гу­бернатор вправе передавать Союзу любые функции или полномо­чия, принадлежащие штату.

Наиболее ярким выражением возрастающего господства цен­тра над штатами является подробно разработанный институт чрезвычайного положения. Введение такого положения существен­но ограничивает права штатов, а практическое его осуществле­ние нередко приводит к массовым и серьезным нарушениям прав и свобод граждан. Из пяти десятилетий независимого развития почти 12 лет Индия провела в состоянии чрезвычайного положе­