logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы

341

35 лет при избрании в Сенат и 25 лет при избрании в Палату депутатов. Депутатами не могут быть избраны действующий пре­зидент, министры правительства, префекты, супрефекты, губер­наторы, члены судов и прокуратуры, государственные служащие, находящиеся на действительной военной службе. Перечисленные лица, намеревающиеся выдвинуть свою кандидатуру на парла­ментских выборах, должны оставить свои посты не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Выборные должностные лица, комиссии, комитеты

В странах с двухпалатной организацией конгресса каждая палата имеет своих выборных должностных лиц. В нижней палате это обычно председатель, один или два вице-председателя, сек­ретарь и казначей. Эти лица избираются членами данной палаты простым большинством голосов на определенный срок и могут быть переизбраны. В Мексике, например, должностные лица нижней палаты избираются на последнем заседании каждого месяца с тем, чтобы вступить в должность в следующем месяце. В странах, где имеется вице-президент, он по аналогии с американской системой председательствует в сенате, но не обладает правом голоса, за исключением случаев, когда голоса депутатов разделились поров­ну. Во всех остальных странах председатель сената, один или два его заместителя, секретарь и другие должностные лица избира­ются на пленарном заседании сената.

Председатели палат обладают значительными полномочиями не только по руководству палатами, но и по осуществлению всей законодательной процедуры. В отдельных странах они даже упол­номочены назначать членов временных или постоянных комитетов палат. Чаще всего такие назначения подлежат утверждению де­путатами на пленарном заседании соответствующей палаты. По­мимо этих важнейших полномочий председатели палат назначают докладчиков по различным вопросам, подлежащим обсуждению в палате, обладают правом по своему усмотрению ограничивать парламентские дебаты, предлагать на рассмотрение депутатов проекты решений и резолюций по различным вопросам и т. п.

В странах с однопалатной организацией законодательного органа его председатель практически полностью контролирует не только сам законодательный процесс (регулируя даже продолжи­тельность сессий, назначая докладчиков и постоянные комитеты), но и политический характер принимаемого законодательства. В большинстве случаев председатель — это депутат, принадлежа­щий к партии президента страны и полностью проводящий его политическую линию. При такой системе оппозиция в законода­тельном органе практически лишена возможности иметь своих представителей в постоянных комитетах и каким-то образом вли­ять на предварительную подготовку и рассмотрение законопроек­та. Такой деспотический контроль председателя палаты за всем

341